Воспитание экологической культуры
Третья неделя в январе
На этой неделе, как и в предыдущие месяцы, ежедневно проводится наблюдение за погодой, работа с календарем. Дети уже могут самостоятельно определить погодные явления и сказать о них. Воспитатель дает поручения: одним дошкольникам отметить погоду в календаре, другим их проконтролировать, третьим изобразить картину живой природы. Всю неделю не забывают выносить снегомер, измерять глубину снега в разных местах по мерным делениям.
Параллельно продолжается работа (и завершается на этой неделе) по наблюдению за птицами, прилетающими на кормушки, что дети также отмечают в Календаре наблюдений за птицами.
Не прекращаются и наблюдения за различными свойствами воды и ее агрегатными состояниями.
Наблюдение 10. Что бывает с паром при охлаждении? В помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды. На улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.
Воспитатель предлагает детям потрогать оконное стекло — убедиться, что оно холодное, затем трем ребятам одновременно подышать на стекло в одну точку (обратить внимание, чтобы дети не дули, а дышали, широко раскрыв рот). Вместе наблюдают, как стекло запотевает, а потом образуется капелька воды. Делают вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.
Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его непосредственно под ветками дерева или куста. Открывает крышку, предлагает наблюдать, как ветки начнут обрастать инеем. Делают вывод: пар на морозе превращается в иней. Обращает внимание на красоту веток в инее.
Наблюдение 11. Снежинки очень красивы (проводится во время снегопада).
Снегопад бывает в пасмурную погоду. Крупные снежинки можно рассмотреть на рукаве пальто, на варежке. Каждая снежинка — это узор из шести лучиков. Узоры всех снежинок разные, они красивые. Снежинки — это маленькие кристаллы льда. А все кристаллы создают узоры, поэтому снежинки такие красивые. Кристаллы льда образуются из пара в облаках. Иней на ветках красив, потому что это тоже узорные кристаллы. Ветки в инее и красивые снежинки можно нарисовать.
В свободное время воспитатель предлагает детям индивидуально или коллективно нарисовать на тонированной бумаге ветки в инее и снежинки. Чтобы снежинки получились правильного строения и разного узора, воспитатель может предложить заранее заготовленные шестилучевые картонные трафареты трех размеров (5, 7,
Наблюдение 12. Зимние узоры на окне (задание детям для самостоятельного наблюдения и объяснения).
Воспитатель предлагает детям 2—3 загадки про узоры на окне. Например: Какой это мастер на стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?; Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его...; Вырос лес, белый весь, пешком в него не войдешь, на коне не въедешь. Дает задание: дома, в детском саду или в других местах (например, в транспорте) найти замерзшее окно, рассмотреть узоры, объяснить, как они получились.
Наблюдение 13. Следы на снегу.
Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил. Можно узнать, были ли птицы на кормушке и возле нее, какие зверьки бегали по газону. Можно самим делать следы, рисовать и писать.
При наблюдении сравниваются нетронутые и утрамбованные снежные места. Используются специально подготовленные печатки, палочки.
Занятие. Земля — живая планета
Программное содержание. Уточнить представление детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности Земли — на ней есть жизнь (растения, животные, человек), потому что на планете есть вода, воздух, тепло — эти условия нужны всем живым существам. Земля — это дом для всех людей, его надо любить, не разрушать, содержать в чистоте. На Земле разные условия, но везде есть жизнь: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному и Южному полюсам) очень холодно — растений там нет, из животных приспособились жить белые медведи, тюлени, пингвины. Люди постоянно здесь не живут, на некоторое время сюда приезжают исследователи для изучения погоды и природы. На Земле есть пустыни — там очень жарко, засушливо, жить трудно — растений мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы. На Земле много водного пространства (океанов и морей) — там обитают киты, разные виды рыб, человек не живет под водой, но спускается в -морские глубины для исследования Н а суше есть большие пространства, покрытые лесами,— там среди деревьев живут разные животные. Люди живут на суше в разных местах, но там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.
Материал. Карта Солнечной системы, глобус, картины с изображением Севера, пустыни, моря, шапочки или значки с изображением разных животных, которые населяют эти пространства Земли, пропеллер, 2—3 шапочки для детей-марсиан или две куклы, одетые как пришельцы с других планет, ткани или ватман белого, желтого, голубого и зеленого цветов для обозначения пространств Севера, океана, леса, пустыни.
Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель демонстрирует карту Солнечной системы, просит ребят вспомнить, что на ней изображено, показать Солнце, планеты, Землю. Напоминает о том, что Солнце — это звезда, планеты вращаются по орбитам вокруг него. Обращает внимание на то, что планеты по-разному удалены от Солнца: одни расположены ближе к нему, другие — дальше. Спрашивает у детей, какая планета больше всего получает тепла. Поясняет, что, чем ближе орбита планеты к Солнцу, тем больше солнечного тепла на нее попадает, тем на ней теплее. На Меркурии и Венере намного жарче, чем на Земле, потому что они находятся ближе к Солнцу. Марс получает меньше тепла, чем Земля, а до других планет тепла доходит совсем мало. Земля находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла, но в то же время нет невыносимой жары, какая есть, например, на Венере, есть прохлада и холод, но и они не такие сильные, как на более далеких планетах.
2-я часть. Воспитатель демонстрирует глобус и рассказывает о том, что Земля — живая планета: Дети, наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из Космоса в иллюминаторы космического корабля. Такой сверкающий голубой шар (воспитатель обводит глобус)! Голубой, потому что большая часть планеты занята океанами и морями (показ). Белоснежные полюсы Земли (показ) сверкают в отражении солнечного света! Из Космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов, например наши сибирские леса, и желто-песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и очень красива!
Наша Земля такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные и очень много людей. Все могут жить на планете Земля, потому что есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух — можно дышать, есть пресная вода — можно пить, есть чем питаться.
Воспитатель показывает океаны и просит ребят сказать, кто живет в их водах. Показывает леса России и просит вспомнить, кто в них обитает. Называет и показывает Африку, выясняет, знают ли дети, кто населяет жаркие африканские пустыни.
3-я часть — игра Марсиане на Земле. В дверь кто-то стучит, воспитатель выясняет, что пришла телеграмма — неизвестные существа прилетели на НЛО, хотят посетить детский сад, просят помочь им устроиться на Земле. Воспитатель, познакомив ребят с телеграммой, предлагает им изобразить животных, живущих в разных местах планеты. Делит детей на группы: одни изображают белых медведей (это жители Арктики), другие — пингвинов, обитателей Антарктиды. Группа ребят изображает лесных животных (бурый медведь, волк, заяц, лиса и т. д.), еще две группы детей — обитателей пустыни (верблюд, черепаха) и обитателей океана (кит, акула или дельфин). Воспитатель, если есть подготовленные Дети, может выделить жителей тропических лесов (слон, обезьяна, тигр). Располагает всех детей по широкому кругу (на планете): на противоположных местах.( полюсах) — белых медведей и пингвинов, в середине (океане) — морских обитателей, противоположно друг другу по краям круга располагаются жители тайги и тропических лесов, пустыни. Все места (экологические ниши Земли) обозначаются картинами, цветной тканью или бумагой, вокруг которых сосредоточиваются дети-животные.
Воспитатель просит ребят подумать о том, что они про себя будут рассказывать пришельцам. Приводит гостей, которые рассказывают, что они с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому они решили переселиться на другую планету. Полетели сначала на Венеру, но там оказалась такая жара, что они побоялись сгореть. Решили посетить Землю — здесь условия для жизни подходящие, не знают только, где поселиться. Воспитатель их успокаивает: Сейчас мы сядем на вертолет, облетим всю Землю, планета наша замечательная: разная, красивая, мы все любим нашу Землю. Поговорим с ее обитателями, выясним, кто как живет, а затем вы сами выберете себе место для жизни.
Педагог прикрепляет пропеллер (или заранее поручает ребенку роль вертолетчика) и начинает с марсианами облет Земли — после полета останавливается по очереди в каждой экологической нише. Называет обитателей, просит их рассказать о месте их жизни и о том, как они обитают в этих краях. Дети (а воспитатель по мере надобности дополняет их) рассказывают примерно следующее:
Мы — белые медведи, всю жизнь живем на Севере в снегах, на льду Северного Ледовитого океана. Конечно, здесь холодно, но у нас густая теплая шерсть, даже подошвы покрыты ею. В зимнее время мы спим в снежных берлогах, летом охотимся на рыбу в воде, на тюленей на льдах. Белая шерсть делает нас незаметными на снегу. Поселитесь у нас, лучше наших мест нет зимой: долгая полярная ночь, темно, конечно, но в это время бывает полярное сияние — небо светится, переливается разным: красками — такой красоты нет ни в одном месте Земли! А летом бывает долгий полярный день — Солнце не уходит за гори зонт, кругом ходит по небу. Светло и днем, и ночью — замечательная пора. Оставайтесь у нас, мы научим вас ловить рыбу делать в снегу берлогу.
Я — бурый медведь, живу в густом лесу, питаюсь коренья ми, ягодами, муравьями, овсом, дикими грушами, медом, ловлю речке рыбу — это все весной да летом. Зимой же я сплю в берлоге, которую устраиваю где-нибудь под вывороченным деревом упавшей елью. Сплю всю зиму, если меня никто не поднимет и; берлоги. Ну, а если меня разбудили и мне пришлось встать, тс держитесь, задеру кого угодно — ведь надо что-то есть, а что зимой найдешь? Я самый сильный в лесу, могу неслышно подкрадываться, лазать по деревьям, это только люди в сказках считают, что я неуклюжий. Живите со мной в лесу, в обиду вас не дам и спать на зиму уложу в свою берлогу.
Я — синий кит, самое большое животное на планете, живу в просторах океана, могу плавать в любые его места, в океане рождаются мои дети, которых я выкармливаю своим молоком П лаваю я легко, быстро, как рыба, потому что у меня обтекаемое, гладкое тело, хорошо приспособленное к жизни в воде. Питаюсь я всякой морской мелочью — рачками, мелкой рыбой и другими морскими животными: рот у меня огромный, я его открываю и заглатываю много воды, все, что в ней попадется, я съедаю, а лишнюю воду фонтаном выбрасываю. Мои фонтанчики на море можно видеть издалека, по ним китобойные флотилии узнают, где я нахожусь,— охотятся за мной. Беда, да и только! Живите со мной, места всем в океане хватит, я мирное животное — не смотрите, что я такой огромный.
Я — заяц-беляк, живу в лесу круглый год, норы не делаю, по деревьям не лазаю, зимой в берлоге не сплю. Мне жить в лесу очень трудно, но я приспособился: летом ем траву, листья, молодые побеги, а вот зимой, конечно, трудновато — есть-то нечего, вот и грызу кору деревьев да ветки с кустов, особенно люблю осину. В деревню бегаю — там стога стоят, сено такое душистое, вкусное. Но я вам, марсиане, должен сказать, что врагов у меня много, чуть ли не каждый норовит меня поймать и съесть. Уж волки, лисы — это само собой, а ведь и совы, и соколы тоже охотятся за мной. Но меня не так-то легко поймать. Во-первых, у меня очень чуткие уши, видите, какие длинные,— все слышу, даже во сне! Глаза раскосые — все кругом вижу, всех, кто хочет ко мне подкрасться. Во-вторых, имею маскировочную окраску шерсти, два раза в год линяю: на зиму становлюсь белым. Вот скажите, почему я зимой белый? (Марсиане думают и отвечают.) А летом я какой, думаете зеленый, как трава? Нет, я серый, но меня все равно нигде не видно, если я, конечно, затаюсь. Еще я могу петлять, следы путать, делать большие прыжки вбок, задними ногами сильно отбиваться — лягу на спину, когда сова сверху нападает, и бью ее ногами задними, они ведь у меня очень сильные, не зря я скакать могу. Так что живите со мной, я вас всему научу — и обманывать, и линять начнете. И т. д.
Воспитатель помогает всем рассказать про себя, назвать самые характерные особенности жизни и условий, ведет непринужденный диалог и с обитателями планеты, и с пришельцами, которые в итоге выбирают себе какое-то место жительства и объясняют свой выбор. Занятие может быть дополнено музыкальным сопровождением в соответствии с каждой экологической нишей (песнями про пингвинов, белых медведей и других животных).
Всю атрибутику занятия и кукол-пришельцев воспитатель оставляет в группе для свободной самостоятельной игры детей.