Воспитание экологической культуры
Четвертая неделя в январе
Продолжается индивидуальная работа с дежурными в уголке природы, подкормка птиц. Специальных наблюдений на участке воспитатель не организует, но поддерживает самостоятельную инициативу детей, награждая их похвальными очками за интересные наблюдения (которые не забывает проставлять в Панораме добрых дел).
Занятие. Волк и лиса — лесные хищники
Программное содержание. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Поэтому волк и лиса называются хищниками, их боятся все мелкие животные: зайцы, мыши, кроты, белки. Волк крупнее лисы, очень вынослив, может нападать на больших животных (оленя, лося). Зимой хищникам голодно, они подходят к жилищу человека, нападают на домашних животных. Зимой волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, а днем спят на снегу в чаще леса.
Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость (могут по 2 — 3 дня голодать, долго выслеживать добычу); для них характерно особое поведение: лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы; волк может подолгу гнаться за добычей, у него длинные сильные ноги.
Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
Материал. Игрушка (заяц); картины Заяц на лежке, Волчья стая зимой, Медвежья берлога; модель Длинные и короткие ноги (рис. 7); фланелеграф, контуры дома, деревьев, картинки с изображением волка, лисы.
Примерный ход занятия
1-я часть. Вывешиваются картины о лисе. Воспитатель предлагает рассказать о ней по следующему плану: где живет, чем питается, как добывает пищу зимой. Один-два ребенка выходят, смотрят на картины, составляют рассказ о лисе, который рассказывай: игрушечному зайчику (держат его в руках, показывают ему картины). Воспитатель дополняет их ответы, затем убирает картины
Вывешивается картина о волке. Аналогично дети рассказывают о волке игрушечному зайчику.
2-я часть. Воспитатель демонстрирует на фланелеграфе первый этаж леса, уточняет представления детей о приспособительных особенностях зверей к хищному образу жизни. Задает вопросы: почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волк и лиса во врем охоты? Почему волк может быстро и долго бегать?
3-я часть. Демонстрация модели, изготовленной из картона Воспитатель показывает серые и рыжие ноги. Поставив их рядом, спрашивает, какие длиннее (выше), предлагает выяснить, какие ноги быстрее могут бегать. Чертит на доске мелом две горизонтальные линии — это дорожки, отмечает их начало. Затем показывает детям, как ноги одинаково шагают (раздвигает циркули на одинаковый угол, сравнивает путем наложения).
Делает пять шагов ногами на одной дорожке (каждый шаг отмечает штрихом, дети вслух считают). На второй дорожке рыжие ноги тоже делают пять шагов. Воспитатель рассуждает с детьми:
Сколько шагов сделали серые ноги?
Сколько шагов сделали рыжие ноги?
Одинаково, по пять. Посмотрите на дорожку, какие ноги ушли дальше? (Серые ушли дальше.)
Подумайте и скажите, почему серые ноги ушли дальше? (Потому что у них длиннее шаги.)
Почему серые ноги делают шаги большие, а рыжие поменьше? (Потому что они длиннее.)
Значит, какие ноги могут быстрее бежать: серые или рыжие? (Серые.)
Почему серые ноги быстрее бегают, чем рыжие? (Потому что они длиннее рыжих.)
Серые ноги чьи? (Волка.) А рыжие чьи? (Лисы.) Кто из них быстрее бегает? (Волк.) Вот поэтому волк может быстро бегать. А долго он бегает потому, что ноги сильные. Что еще помогает волку и лисе поедать мясо, разгрызать кости? (Крепкие острые зубы.)
В конце занятия воспитатель обращается к игрушечному зайке: Теперь ты знаешь о хищниках леса. Наверное, уже понял, как они опасны. Оставайся лучше в группе, с ребятами. Когда они пойдут в лес, возьмут тебя с собой.
Занятие. Сравнение белого и бурого медведей
Программное содержание. Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения — устанавливать сначала различия, затем сходство.
Материал. Картины Семья белых медведей, Медвежья берлога, Медведи весной, игрушечный зайчик, модель маскировки.
Примерный ход занятия
1-я часть. Вывешивается картина Семья белых медведей, дети игрушечному зайчику рассказывают то, что они знают об этих животных. Воспитатель дополняет, делая акцент на своеобразие образа жизни животных в условиях Арктики.
Затем вывешиваются две оставшиеся картины. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что обе они про бурого медведя (читает их названия), хотя медведи изображены только на одной из них (этому же удивляется и зайчик). Дети рассказывают об известных им явлениях из жизни лесного великана, воспитатель включается с пояснениями и дополнениями. Общими усилиями на основе зимнего и весеннего пейзажей создается картина жизни бурого медведя в лесу в разные сезоны.
2-я часть. Воспитатель организует игру-соревнование, зайчика назначает помощником, просит его проставлять очки каждой команде — команде мальчиков и команде девочек: Дети! Надо сравнить белого и бурого медведей, сказать, чем они отличаются, чем похожи. Я помогу — буду задавать вопросы, а вы рассказывайте так, чтобы зайчику было все понятно.
Вопросы воспитателя:
Сравните медведей по внешнему виду. Чем они отличаются друг от друга и чем похожи?
Сравните места обитания: где живут бурый, белый медведи?
Сравните пищу медведей.
Что делают медведи в зимнюю пору?
5. Сравните медвежат: чем они отличаются и чем похожи? Воспитатель: Дети, теперь вам трудная задача — подумайте
над тем, смогут ли жить медведи, если бурого медведя отвезти на Север, в Арктику, а белого, наоборот, в лес.
Во время рассказов детей воспитатель иногда обращается к игрушечному зайчонку, спрашивает у него, все ли ему понятно, следит, чтобы он вовремя награждал команды за правильные ответы. В нужный момент демонстрирует модель маскировки медведей в их привычной обстановке и наоборот. В заключение подсчитываются очки команд. Выигравшая команда совершает круг почета.