Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в феврале
В этом месяце начинаются два новых цикла наблюдений: за птицей, живущей в уголке природы, и за прорастающими луковицами. В подготовительной группе в клетке или вольере может жить любая декоративная птица, регулярное наблюдение за которой станет естественным продолжением ознакомления дошкольников с представителями пернатых. Цикл наблюдений поможет углубить понимание жизни птиц, приспособленности к наземно-воздушной среде, сформировать в детях чуткое, трепетное отношение к этим представителям животного мира; цикл поможет воспитать бережное обращение с ними, интерес к их необычным проявлениям. Наблюдения проводятся за волнистыми попугаями, но аналогичным образом они могут быть проведены за канарейками, амадинами, декоративными голубями, курами.
Наблюдения за луком — это первое (в этом году) систематическое ознакомление детей с ростом и развитием растения, его взаимосвязью с внешней средой. Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения один раз в неделю и зарисовки в календаре помогут дошкольникам укрепить понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.
Наблюдения проводятся в сравнительном плане. Для сравнения можно взять одновременно два-четыре варианта сочетания условий (рис. 8). Если с группой детей в предыдущие годы не проводилась систематическая работа по экологическому воспитанию, то для сравнения целесообразно взять лишь два варианта условий (а и б; а и в; а и г). Если группа сильная, то с детьми одновременно можно вести наблюдение за тремя и даже четырьмя вариантами проращивания луковиц. Зарисовки луковиц, баночек можно делать с помощью трафаретов — рисунки будут аккуратными, сопоставимыми.
Первая неделя
Наблюдение за луком (1)
Цель. Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т. е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.
Воспитатель рассматривает с детьми (в зависимости от варианта опыта) две-четыре одинаковые луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы. Обсуждает с детьми условия, при которых из луковиц будет расти зеленый лук. Дети наклеивают на банки цветные кружки, обозначающие различное сочетание условий, зарисовывают банки с луковицами на странице календаря, ставят их в соответствующие места.
Цикл наблюдений за попугаями
Наблюдение 1. Какие наши попугайчики?
Цель: уточнить внешние признаки птиц, сравнить их и выявить различие в окраске и других особенностях строения. Обратить внимание на красоту птиц, показать возможность приятного общения с ними.
Наблюдение 2. Какие условия нужны попугаям для нормальной жизни?
Цель: обратить внимание детей на комплекс условий, которые нужны птицам,— просторная клетка с несколькими удобными жердочками и песком на дне; зернышки и чистая вода. Без этих условий птицы могут погибнуть. Их создают люди: надо помнить, что самочувствие и жизнь птиц целиком зависят от воспитателя и детей.
Наблюдение приурочено к моменту ухода за птицами.
Наблюдение 3. Как чувствуют себя попугаи?
Цель: учить детей видеть проявления хорошего самочувствия птиц — скачут по клетке, клюют корм, чистят перья, общаются друг с другом, издают разные звуки. Знать признаки плохого самочувствия: малоподвижны, перья взъерошены, молчаливы, не реагируют на корм. Чтобы птицы были здоровы, им надо давать разнообразный корм: кроме зерносмеси, тертую морковь, кусочки яблока, яйца, крошки творога, хлеба. Птицам нужна зелень (проросший овес, веточки традесканции).
Дети наблюдают реакцию птиц на разные корма, сажают овес в коробочки для проращивания зелени.
Занятие. Цепочки в лесу
Программное содержание. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Материал. Рассказ Цепочки в лесу из книги Экология в картинках, самодельные книги по предыдущим рассказам, фла-нелеграф, контурные изображения растений и животных, которые упоминаются в рассказе.
Примерный ход занятия
1 -я часть. Воспитатель напоминает о прочитанных рассказах из книги Экология в картинках, показывает некоторые самодельные книги. Дети вспоминают, о чем они.
2-я часть. Чтение рассказа Цепочки в лесу. В процессе чтения воспитатель, опираясь на опыт детей, обращается к ним с вопросами в соответствующих местах текста: бывали ли вы в лесу? Похож ли лес на многоэтажный дом? Кто живет в этом доме на разных этажах? В какое время года в лесу можно встретить гусениц, жуков? Где они зимой? Кто в лесу питается семенами, орехами, желудями? И т. д.
3-я часть. Повторное чтение рассказа и выкладывание на фланелеграфе сначала отдельных звеньев, а затем общей цепочки питания лесных обитателей (рис. 9, 10).
В свободное время дети с воспитателем создают самодельную книгу по прочитанному рассказу.
В этом месяце начинается ознакомление детей с воздухом и его свойствами. Воспитатель сообщает, что везде — в помещении и на улице, дома в квартире — есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный.
Наблюдение 1. Как обнаружить воздух в помещении?
Цель. Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение. При этом его можно почувствовать кожей лица — это будет легкий ветерок.
Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать то же самое. Спрашивает у них, что они почувствовали. Какой воздух? При ветерке стало холоднее или теплее? Демонстрирует бумажный веер, дает детям самим помахать и почувствовать прохладу. (Старшие дошкольники веер делают сами.)
Наблюдение 2. Воздух есть во всех предметах.
Цель. Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.
Воспитатель проводит опыт с детьми, сидящими вокруг большого стола, посреди которого стоит трехлитровая банка с водой. Показывает им по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, крупную пуговицу и др.), спрашивает, есть ли в них воздух. Выслушивает ответы детей, а потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один предмет. Пока он опускается на дно, воспитатель выдерживает паузу, затем спрашивает, что ребята увидели. Бросает другой предмет и опять просит их наблюдать. Добивается ответов: предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Педагог спрашивает, что же это за пузырьки и откуда они взялись. Если дети не отвечают, поясняет: Пузырьки — это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду. Далее уточняет: куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха? Спрашивает, почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх. Выслушивает ребят и поясняет: Камень тяжелый, тяжелее воды — он тонет, падает на дно, воздух легкий, легче воды — он поднимается вверх и выходит из нее. Делает вывод: Воздух есть во всех предметах, но он незаметен.
Педагог предлагает детям взять по одному предмету и по очереди бросить их в банку. Все вместе наблюдают, что происходит, отмечают появившиеся пузырьки воздуха и тяжесть предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что деревянные предметы не тонут в воде, они легче ее, но воздух в них тоже есть.