Воспитание экологической культуры
Вторая неделя в феврале
Продолжается зимняя подкормка птиц на участке, воспитатель поддерживает инициативу детей, их самостоятельные наблюдения.
В уголке природы дети-дежурные совершенствуют свои навыки по уходу за обитателями. Все хорошие проявления дошкольников воспитатель поощряет похвальными очками, которые не забывает вносить в Панораму добрых дел.
Наблюдение за луком (2)
Цель. Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре.
Воспитатель сажает детей за общий стол, ставит одну баночку с луковицей. По цветным кружкам на банке уточняет, какие условия были созданы этой луковице. Затем предлагает детям внимательно осмотреть луковицу со всех сторон, выявить изменения, которые с ней произошли. Дети обнаруживают появившиеся корни (возможно, и проклюнувшуюся зелень), зарисовывают луковицу на странице календаря в полном соответствии с увиденным.
Аналогичным образом рассматриваются и другие луковицы. Воспитатель не делает выводов, не спешит устанавливать связи, но поддерживает рассуждения детей.
Цикл наблюдений за попугаями
(продолжение)
Наблюдение 4. Как птицы относятся друг к другу? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель. Учить детей замечать действия птиц, направленные друг на друга (пододвигаются, смотрят, сцепляют клювы, издают нежные звуки или кричат друг на друга, клюют, прогоняют с жердочки, от кормушки). По ним определять, хорошие или плохие у птиц взаимоотношения.
Наблюдение 5. Как птицы строят гнездо?
Если птицы разнополые и не агрессивны друг к другу, в клетку вешают домик-дуплянку, на дно клетки кладут строительный материал (мелкие перышки, сухие травинки). Детям предлагается наблюдать самостоятельно, что птицы будут делать с домиком, строительным материалом, как будут взаимодействовать друг с другом.
Наблюдение 6. Какие перья на теле у попугаев?
Цель. Установить, что перья разные по окраске, длине и форме. На крыльях и хвосте — длинные, плоские. На голове, груди, брюшке — короткие, пушистые. Клюв и ноги без перьев. Мягкие перья птицы используют для гнезда.
На этой неделе воспитатель организует изготовление самодельной книги Цепочки в лесу: печатает рассказ, дети рисуют к нему иллюстрации.
Занятие. Кто главный в лесу?
Программное содержание. Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу — растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике — человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды.
Материал. Рассказ Невидимые весы из книги Экология в картинках; картины Зимняя подкормка диких животных, Лесник спасает зайцев; фланелеграф и контурные изображения лесных растений и животных.
Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель вспоминает с детьми рассказ Цепочки в лесу, вместе выстраивают на фланелеграфе цепочку пищевых зависимостей (рис. 11) обитателей леса. Обращает внимание на наглядный образ цепочки, выстроенной на фланелеграфе. Играет с детьми в игру Что будет, если убрать из цепочки какое-нибудь звено. Дети высказывают свои предположения, за правильные ответы получают фишки.
2-я часть. Чтение рассказа Невидимые весы. Воспитатель читает рассказ медленно, в нужных местах делает пояснение или обращается к опыту детей.
3-я часть. Воспитатель рассказывает, что за всеми лесами присматривают специальные люди — лесники. Они хорошо знают всех обитателей леса и стараются помочь им в трудное время. Главная задача лесников — уберечь лес от пожара: ведь в огне гибнут деревья и все его обитатели.
Рассматривают картину Зимняя подкормка диких животных. Воспитатель задает вопросы: кто изображен на картине? Что делает лесник? Зачем он привез в лес сено? Кто его будет есть? Как устроена кормушка? Что лежит на земле около кормушки? Кому нужны ветки деревьев?
Затем рассматривают другую картину — Лесник спасает зайцев. Воспитатель рассказывает о том, что весной в разгар таяния снегов и разлива реки лес заполняется водой. Наземным лесным обитателям грозит опасность затопления. В это время лесники им помогают. Вопросы к детям: кто изображен на картине? Что в лодке у лесника? Куда лесник направляет лодку? Что будет с зайцем, если лесник его не спасет? Какого цвета зайцы? Почему они пестрые? Что сделает лесник с зайцами?
Завершая занятие, воспитатель говорит: Дети, вы теперь знаете: лес — это все равно что многоэтажный дом, в котором жи вет много разных лесных жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Главные в лесу — это деревья и другие растения: они дают пищу и убежище многим жи вотным. Лесники, которые работают в лесхозах, лесничествах, за ботятся о лесе: берегут его от пожара, помогают животным в трудное время — зимой в бескормицу, весной в половодье. Про лесников мы еще будем говорить не один раз. Вы узнаете, какие это важные для леса люди.
Наблюдение 3. Воздух упругий.
Цель. Познакомить детей с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, предметы становятся упругими, а бесформенные — приобретают форму.
Воспитатель, приготовив бумажный и целлофановый пакеты, воздушный шарик, несколько резиновых мячей, сажает детей вокруг большого стола. Говорит с ними о том, что ртом можно выдувать воздух (все дуют, получается ветер, подставляют руку к своей струе воздуха, чтобы почувствовать его). Далее рассказывает, что таким образом можно надувать разные мягкие предметы. Воздух заполняет их, у них появляется форма, воздух внутри становится упругим, и надутые предметы тоже становятся упругими от воздуха. Воспитатель сообщает, что сейчас сделает интересную хлопушку, показывает бумажный пакет, обращает внимание на то, что у него нет формы, он мягкий, не упругий. Надувает его, показывает, какую форму он приобретает, дает всем потрогать и почувствовать его упругость, а затем предупреждает (чтобы дети не испугались), что сейчас хлопнет по нему. Хлопает и показывает, как пакет разорвался от упругого воздуха. Надувает целлофановый мешочек, демонстрирует его форму, упругость. Затем показывает ненадутый шарик, обращает внимание на то, что он мягкий, бесформенный. Надувает его, завязывает, все легко нажимают — пробуют упругость. Педагог поясняет, что только надутым шариком интересно играть.
Воспитатель загадывает загадку: Кинешь в речку — не тонет, бьешь о стенку — не стонет, будешь оземь кидать — станет кверху летать (мяч). Показывает мяч и говорит: Вот удивительный предмет — круглый, плотный, упругий, ото всего отскакивает, играть с ним — одно удовольствие! Почему же он такой? Что у него внутри? Дает детям потрогать, нажать, почувствовать упругость. После ответов поясняет: Мяч надут воздухом, поэтому он такой упругий. Чем лучше мячик надут, тем более он упругий и тем лучше прыгает. Воспитатель демонстрирует игру в мяч, а потом дает возможность детям поиграть в шарик и мячи.
Наблюдение 4. Дуем — играем.
Цель. Показать детям, что с воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.
Воспитатель показывает игры: как пушинку или легкое перышко можно удержать в воздухе, как получаются мыльные пузыри, как можно гнать по волнам маленький парусник, сделанный из скорлупы грецкого ореха. Делит детей и дает всем предметы для игры с воздухом. Предлагает сначала поупражняться, а затем и поиграть в игры: У кого дольше не упадет перышко, У кого крупнее будут мыльные пузыри, У кого дальше уплывет кораблик. Дети могут меняться играми. Воспитатель напоминает, что играть им помогает воздух.
Домашнее задание на выходные дни: поговорить с родителями про насос, которым можно накачивать воздух; выяснить, какие предметы накачивают воздухом, зачем нужны эти предметы, что с ними делают; понаблюдать (если представится возможность), как накачивают шины у автомобиля, мяч, надувной матрац, надувную игрушку и пр.; поиграть с резиновой игрушкой в ванне и объяснить, почему она не тонет.
В понедельник воспитатель разговаривает с детьми о том, что интересного они узнали, как играли, видели ли насос.
По желанию воспитателя и при наличии оборудования аналогичные игры и наблюдения могут быть проведены и в детском саду.