Воспитание экологической культуры
Третья неделя в феврале
На этой неделе воспитатель организует изготовление книжки по рассказу Невидимые весы.
Как и в предыдущие месяцы, ежедневно ведется наблюдение за погодой, работа с календарем. Дети уже владеют навыками наблюдения, помнят значки, ориентируются на странице календаря, поэтому воспитатель изыскивает приемы, повышающие их самостоятельность в этом процессе: дает задание дежурным по уголку природы или отдельным ребятам наблюдать за погодой, делать зарисовки; предлагает всем самостоятельно понаблюдать из окна до прогулки или дает задание наблюдать за погодой утром по дороге в детский сад и т. д. Во всех случаях воспитатель (с помощью детей) контролирует выполнение заданий, в разговоре со всеми уточняет результаты наблюдений, правильность заполнения календаря.
Особое внимание следует обратить на измерение снегомером глубины снежного покрова: зимние месяцы мало отличаются друг от друга, идет лишь нарастание снежного покрова. В феврале снега особенно много, поэтому можно чаще измерять его глубину, считать мерные деления (что очень полезно для математического развития) и правильно изображать толщину снежного покрова в календаре.
На этой неделе во время наблюдений за погодой воспитатель выясняет с детьми, есть ли воздух на улице, где он находится, что такое ветер, как его можно заметить. Демонстрирует самодельные ветряки, парашюты, дает их для игры дошкольникам, обсуждает с детьми, как вертится ветряк, почему получается ветер, когда дети бегут, как парашют замедляет падение.
Наблюдение за луком (3)
Цель. Обнаружить изменения в состоянии луковицы, рост корней и зелени; связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света). Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты наблюдения в календаре.
Воспитатель, так же как и в предыдущем наблюдении, поочередно рассматривает с детьми луковицы. Дети обнаруживают изменения, зарисовывают увиденное. Затем воспитатель предлагает сравнить луковицы между собой, найти их различия и подумать, отчего они происходят. Педагог не делает выводов сам, но поддерживает правильные рассуждения детей. Если они не обнаружат причину различий — разницу условий, он предлагает еще неделю наблюдать за луковицами.
Цикл наблюдений за попугаями
Наблюдение 7. Как птицы отдыхают и спят?
Цель. Показать детям, что птицы, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе. Отдыхают и спят они особым образом — сидя на жердочке, распушив перья, спрятав голову под крыло. Спят птицы в темноте, от света и шума просыпаются. Чтобы птицы хорошо отдыхали, жердочки должны быть удобными: не очень толстыми и не очень тонкими.
Наблюдение организуется к вечеру в темном помещении: воспитатель предлагает нескольким детям тихо постоять рядом с клеткой, а затем рассказать остальным, что они видели. Вместе обсуждают, удобны ли попугаям жердочки.
Наблюдение 8. Как попугаи лазают?
Цель. Показать дошкольникам приспособительные особенности попугаев, позволяющие им лазать по клетке: пальцы, повернутые в разные стороны (два вперед, два назад), длинные загнутые когти, закругленный клюв. Попугаи легко лазают по клетке, цепляясь когтями и клювом за ее прутья.
Воспитатель вставляет в ячейки клетки кусочки лакомого корма, дает ребятам задание посмотреть, как птицы будут до него добираться, что им в этом помогает.