Воспитание экологической культуры
Четвертая неделя в феврале
На участке продолжается подкормка птиц, в уголке природы — индивидуальная работа с дежурными.
Наблюдение за луком (4)
Цель. Учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины.
Организуя рассматривание каждой луковицы, воспитатель использует предыдущую страницу календаря. Дети обнаруживают изменения, подросшую зелень, похудевшую луковицу, делают зарисовку, обсуждают причины отставания в росте некоторых экземпляров. Воспитатель предлагает им сравнить условия, при которых растут луковицы, подводит к выводу, что только полный комплекс условий обеспечивает хороший рост зеленого лука.
Цикл наблюдений за попугаями
(продолжение)
Наблюдение 9. Почему не видно самочки ? (Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Воспитатель предлагает наблюдать за клеткой издали: обе ли птички находятся в клетке или одна из них прячется в домике? Кто именно (самочка или самец) задерживается там, с какой целью? На следующий день вместе обсуждают увиденное, решают, что самочка откладывает яйца, начинает их высиживать. Воспитатель обращает внимание на то, что возле клетки следует всем вести себя тихо, не беспокоить самку в гнезде, чтобы благополучно вывелись птенцы.
Наблюдение 10. Кто кормит самочку ?
Цель. Установить, что попугай-самец носит в клюве корм в гнездо для самки, чтобы она сидела на яйцах, не вставая. Значит, обе птицы (но по-разному) участвуют в выведении птенцов.
Воспитатель может дать задание для наблюдения нескольким детям, а потом со всеми ребятами обсуждает то, что они увидели.
Комплексное занятие. Пройдет зима холодная...
Программное содержание. Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла, воды, света). Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов — стихи.
Материал. Календарь наблюдения за природой (три зимние страницы); картины Первый снег А. А. Пластова, Русская зима, Конец зимы, Мартовское солнце К. Ф. Юона, Март И. И. Левитана; картины о зиме из учебно-наглядных пособий для детского сада; стихи знаменитых поэтов о зиме, написанные на плакатах (А. С. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя..., Зимнее утро; И. С. Никитин. Встреча зимы; И. 3. Суриков. Зима, Детство; Н. А. Некрасов. Мороз-воевода; С. Д. Дрожжин. Пройдет зима холодная...); пластинки с записью произведений П. И. Чайковского из цикла Времена года (Декабрь, Январь, Февраль); тонированная бумага, краски, кисти для рисования.
Занятие проводится аналогично тому, которое проводилось осенью.
1 -я часть — беседа о зиме с рассматриванием календаря.
2-я часть — посещение выставки зимнего пейзажа (дети идут в специально подготовленное помещение, где развешаны картины и плакаты со стихами).
3-я часть — самостоятельная изобразительная деятельность детей на темы зимы под музыку П. И. Чайковского.
В занятии наиболее ответственна вторая часть, когда воспитатель переходит от уточнения представлений (познавательных моментов) к демонстрации картин художников, цель которой — развивать художественное восприятие, эстетические переживания. Каждую картину следует представить кратко, ненавязчиво, обращая внимание главным образом на настроение, переданное художником.
Самыми последними должны быть продемонстрированы мартовские картины К. Ф. Юона и И. И. Левитана. Воспитатель читает стихотворение С. Д. Дрожжина:
Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
Предлагает детям найти картины, на которых изображено начало весны: яркое мартовское солнце, голубое небо, сверкающий белизной снег. Вместе с детьми любуется их красотой, радостным настроением пейзажа. Затем предлагает ребятам самим на некоторое время стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления (дети отправляются с выставки в изостудию).
На четвертой неделе воспитатель продолжает наблюдения за воздухом и опыты с ним — выясняет с детьми его значение для жизни человека, животных.
Наблюдение 5. Воздух нужен для жизни.
Цель. Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся внутри тела, в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, погибает. Для жизни ему нужен чистый, свежий воздух — в таком воздухе приятно находиться, легко дышать, играть, работать, спать. Показать отличие обычного комнатного воздуха от свежего в проветренном помещении.
Воспитатель начинает разговор, когда спальня проветривается и в нее уже поступает свежий воздух. Спрашивает у детей, нужен ли им и другим людям воздух. Предлагает положить ладонь на грудь и почувствовать, как она поднимается и опускается — происходит дыхание: вдох (человек вдыхает хороший воздух) и выдох (человек выпускает из себя плохой воздух). Так человек дышит всю жизнь, воздух ему нужен для жизни каждую секунду (как вода, пища). Предлагает детям закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Через несколько секунд выясняет у ребят, что они почувствовали, что испытали. Поясняет, что человеку для жизни всегда нужен свежий воздух — такой, как на улице. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух, поэтому надо проветривать. Воспитатель ведет детей в спальню, предлагает подышать, почувствовать воздух, спрашивает, чем он отличается от воздуха в группе. Просит объяснить, почему в спальне прохладный и свежий воздух, а в группе теплый и не совсем свежий.
Когда дети выйдут на прогулку, педагог просит их подышать и сказать, где свежее воздух: в группе или на улице, в спальне или на улице. Вечером в разговоре предлагает детям сказать мамам, что на ночь необходимо проветривать комнату, чтобы спать со свежим воздухом.
Наблюдение 6. Чем пахнет воздух?
Цель. Учить детей различать запахи, узнавать запахи знакомых предметов, наслаждаться хорошим ароматом.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества и раскладывает их в разных (далеко отстоящих друг от друга) местах группового помещения: нарезанный лук; апельсиновые или лимонные корки; яблоки; марлю или ватку с камфорным спиртом; ветки сосны или ели, поставленные в вазу с горячей водой; открытую банку с масляной краской и пр. При этом в спальне должен быть хороший аромат (например, апельсина, хвои или яблок). Воспитатель водит детей по этим местам, предлагает глубоко дышать, чтобы почувствовать запах и отгадать его. Спрашивает у ребят, какой запах им нравится. Последнее место, которое посещают дети,— это спальня. Воспитатель предлагает узнать аромат, по наслаждаться им, сообщает, что спать в проветренной спальне с приятным запахом особенно полезно для здоровья детей — будет хороший сон и отдых.
В свободном разговоре со старшими дошкольниками воспитатель поясняет, что для здоровья людей особенно вреден дым, поэтому надо избегать помещений, где люди курят. Очень опасным является дым от пожара — люди, которые не успели выбраться из горящего помещения, могут задохнуться от едкого дыма.