Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в марте
Весенний период очень важный в жизни природы: с каждым днем улучшающиеся условия окружающей среды способствуют пробуждению от зимней спячки растений и животных.
Весной на конкретных примерах выращивания лука, овощей на окне, цветочной рассады, во время наблюдения за ветками в вазе, за оживлением природы на участке детского сада, во время ухода за комнатными растениями дети постигают главную экологическую идею: состояние живого организма, его жизненные процессы зависят от комплекса внешних условий. Если их недостаточно, организм находится в состоянии покоя (спячки); если имеется весь необходимый комплекс условий, то живое существо активно — растет, хорошо себя чувствует, дает потомство. С дошкольниками уточняется мысль, что для обитателей уголка природы эти условия создают люди (дети и воспитатель), делая вовремя все необходимое, чтобы они жили и росли.
Весной надо много успеть сделать, так как это завершающие месяцы учебного года: все аспекты экологического воспитания подходят к логическому концу. С дошкольниками надо дочитать книгу Экология в картинках и оформить иллюстрации к ней. Необходимо продолжить и углубить их ознакомление с комнатными растениями, осуществить выращивание овощей на окне, рассады цветочных культур, выгонку срезанных веток древесных растений. В это же время идет завершение ознакомления детей с обитателями уголка природы, продолжается работа по темам Вода и водоем, Лес, Воздух.
В апреле кульминационный момент — посвящение детей в юные экологи в День Земли: ребята осмысливают свои дела и поступки по отношению к природе, которые они осуществляли в течение учебного года, празднуют свой успех.
В марте продолжается наблюдение за водой и ее превращениями: начинается таяние снегов, текут ручьи, появляются и исчезают сосульки. Воспитатель, ориентируясь на ситуацию, проводит наблюдения: как растут сосульки? Откуда берется капель и как она звенит? Откуда берутся ручьи и как они журчат?
Продолжаются наблюдения за попугаями в клетке, если они выводят птенцов. Воспитатель обращает внимание детей на то, как самец носит корм в домик самке, как она редко сама появляется возле корма. Новый этап наступает, когда птенцы вылупятся: оба родителя их кормят. В этот период птенцов еще не видно, поэтому воспитатель рассказывает о том, что происходит в гнезде. На протяжении всего времени выведения птенцов воспитатель учит детей вести себя возле клетки тихо, сдержанно, сочувствовать родителям и малышам.
В марте воспитатель вместе с детьми устраивает огород на окне: в специальные ящики с обычной огородной землей сажают корнеплоды и овощные семена. Из корневищ можно прорастить щавель, корнеплоды свеклы и петрушки дадут съедобные листья, дольки чеснока, так же как и лук, выпустят насыщенные витаминами зеленые перья. Из семян можно вырастить укроп, салат, огуречную траву (бораго ), кингу (кориандр). Особое значение имеет выращивание небольшого количества экземпляров скороспелых сортов томатов, огурцов, зеленого горошка. Семена огурца и гороха предварительно замачивают во влажной ткани. Делают подсвет лампой дневного света, так как в марте день еще короткий, а эти культуры требуют много света. При правильном уходе уже в начале лета можно получить небольшой урожай. На этих культурах дети могут проследить рост растений от семени до семени, понять, какую роль играют условия в разные периоды их роста и развития.