Воспитание экологической культуры
Вторая неделя в марте
Наблюдение за ветками в вазе (2)
Цель. Обнаружить изменения в состоянии веток — заметить набухшие почки; уточнить условия их жизни, поставить на свет, добавить питательные вещества; зарисовать ветки.
За общим столом воспитатель организует рассматривание веток, 1 —2 ребенка делают их зарисовку, с остальными ведется разговор об условиях, в которых произошли изменения (тепло, вода). Воспитатель предлагает долить воды с питательным веществом — сахаром, растворенным из расчета
Цикл наблюдений за черепахой
(продолжение)
Наблюдение 2. В каких условиях живет наша черепаха?
Цель. Уточнить, что для черепахи созданы условия, соответствующие ее потребностям: просторный террариум, в котором она может ползать; песчаный грунт, который она может копать; грот с лампочкой, в котором она может греться (черепахи — теплолюбивые животные); разные корма и хорошее отношение детей — они выращивают для нее зелень, угощают фруктами. В этих условиях черепаха хорошо себя чувствует, не болеет.
Наблюдение 3. Как черепаха ходит?
Цель. Показать, что черепаха передвигается своеобразно — медленно ходит, поочередно переставляя ноги и приподняв туловище. Быстро бегать она не может. Ей трудно идти по гладкому полу, легче по песку, ковру, траве. В незнакомом месте она часто останавливается, прячется в панцирь. У черепахи своеобразные ноги: короткие, толстые, широкие, покрытые плотной кожей, с короткими тупыми и крепкими когтями. Передние ноги вывернуты в стороны. Такие ноги не приспособлены к быстрой ходьбе и бегу.
Воспитатель ставит черепаху на разную поверхность и предлагает детям сказать, как она передвигается. Одновременно уточняет признаки строения ног животного.
Занятие. Что мы знаем о птицах
Программное содержание. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.
Материалы. Картинки с изображением птиц, календарь наблюдения за зимующими птицами, два листа бумаги, два бумажных голубя, веер, набор маховых и пуховых перьев.
Примерный ход занятия 1 -я часть. Воспитатель ставит картинки, просит детей назвать знакомых птиц, уточняет, где они живут, чем питаются. Вместе рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится у них на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены самостоятельно добывать корм, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках — это доброе дело людей, любящих природу. Беседуют о попугаях, живущих в уголке природы. Уточняют, что это домашние декоративные птицы, они приносят радость людям своей красотой, воркованием. Они живут в клетке, сами добывать корм не могут — вся забота о них лежит на людях. Дети и воспитатель создают им все условия, чтобы они жили и хорошо себя чувствовали. Так поступают все, кто любит природу.
2-я часть. Воспитатель уточняет с детьми свойства воздуха: невидимый, незаметный, не мешает движениям, его можно ощутить при быстрых и резких движениях рук, при беге. Тяжелые предметы опираться о воздух не могут — они падают вниз. Воздух может недолго удерживать очень легкие предметы с широкой поверхностью (лист бумаги, птичье перо).
Воспитатель задает вопросы: что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь как птица? Дети проделывают движения руками, подпрыгивают, чтобы взлететь.
Затем воспитатель несколько раз демонстрирует падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкает и превращает в шарик. Просит их объяснить, почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист планирует, летает, падает медленно. Делает вывод: лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного лететь.
3-я часть. Воспитатель предлагает детям подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний дошкольникам дают птичьи перья для рассматривания (каждому по два — маховое и пуховое). Вопросы: чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птицу и называется пуховым? Где на теле у птицы растут пуховые перья? Какое перо помогает летать и называется маховым? Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое? Где у птицы на теле есть маховые перья?
Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. Говорит, что с раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.
Воспитатель уточняет, что еще делает птицу легкой, как она ест: много или мало, часто или редко. Вместе делают вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.
На прогулке и в последующие дни воспитатель продолжает разговор о птицах и полетах по воздуху. Делают бумажных голубей, запускают их. Одному крылья склеивают, наблюдают его падение.
Воспитатель рассказывает о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан. Просит детей найти дома картинки с изображением этих летательных аппаратов и принести в группу, чтобы всем вместе их рассмотреть. Вместе изготавливают игрушечный парашют, к которому прикрепляют маленькие игрушки, фигурки, запускают их, наблюдают за падением. Во всех случаях полет и медленное падение происходят за счет легкости и большой поверхности, которая опирается о воздух.
В дальнейшем, показывая картинки с изображением страуса, курицы, пингвина, воспитатель предлагает детям самим объяснить, почему эти птицы не летают или плохо летают, как, например, курица.
Занятие. Сравнение домашних и диких животных
Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных — создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов.
Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
Материал. Картины с изображением свиньи, коровы, кабана, лося из учебно-наглядных пособий для детского сада и начальной школы; игрушки: медведь, мышка.
Примерный ход занятия
1 -я часть. Воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем так же беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым корова и свинья относятся к домашним животным.
2-я часть. Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картину с изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не может быстро бегать), потому что она светлой окраски (ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой — на нее легко могут напасть волки), она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья — домашнее животное, а не дикое.
Аналогично (по усмотрению воспитателя) может быть проведено сравнение лося и коровы.
3-я часть. Воспитатель делит детей на две команды, проводит игру-соревнование Кто больше даст правильных ответов. Надо определить, какое загадано животное — домашнее или дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди из обеих команд; за правильные ответы даются фишки; выигрывает команда, набравшая их большее количество.
Воспитатель одной команде загадывает загадку:
Где живет он? В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит.
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
Но всего сильнее он
Любит долгий крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
Кто это?
(Медведь.)
После ответа достает мишку, сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям объяснить, почему медведь относится к диким животным.
Второй команде загадывает загадку:
В подполье, в каморке, Живет она в норке, Серая малышка. Кто же это?
(Мышка.)
Воспитатель вносит игрушку, говорит, что это трудная задача — определить: мышь какое животное — домашнее или дикое? Направляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она живет? Боится ли человека? Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней? Делают вывод: домовая мышь (это ее название) совсем не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека в его доме.
Считают очки, приветствуют победителей.
Проводятся последние наблюдения за воздухом.
Наблюдение 8. Воздух нужен рыбам в аквариуме.
Цель. Показать детям, что рыбы, как и люди, дышат воздухом, который имеется в воде. При дыхании у рыб двигаются жаберные крышки на голове. Рыбам для хорошего самочувствия нужна чистая свежая вода, в которой содержится много воздуха. Если воздуха в воде мало, рыбы задыхаются : они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над водой, их жаберные крышки очень часто открываются и закрываются. Рыбам в аквариуме надо сочувствовать, заботиться о них, менять часть воды — отливать старую и доливать свежую воду комнатной температуры.
Возле аквариума воспитатель просит детей положить руку на грудь и почувствовать, как движется их грудная клетка, как они дышат. Затем предлагает понаблюдать за рыбками, посмотреть на их головы — на них с двух сторон имеются жаберные крышки, они все время открываются и закрываются — так рыбки дышат. После наблюдения воспитатель спрашивает, чем дышат рыбки. Уточняет: Рыбки дышат не водой, а воздухом, который в ней имеется. Рыбки живые — без воздуха не могут. Педагог спрашивает, когда рыбкам тяжело дышать. Уточняет: Когда вода в аквариуме старая, в ней мало воздуха — им очень тяжело дышать, они подплывают к поверхности, хватают воздух над водой, часто дышат. Воспитатель спрашивает у детей, как можно позаботиться об обитателях аквариума. Поясняет: надо иногда заменять часть воды. С помощью детей педагог производит эту процедуру. Просит их и в дальнейшем наблюдать за рыбками и сообщать, если рыбки будут задыхаться.
Наблюдение 9. Что такое компрессор?
Цель. Уточнить представления детей о том, что рыбки дышат воздухом, растворенным в воде, познакомить их с компрессором — прибором, который нагнетает воздух в аквариум, обогащает воду воздухом и облегчает рыбкам дыхание.
Возле аквариума воспитатель спрашивает у ребят, как дышат рыбки. Как можно заметить, что они задыхаются? Как нужно о них заботиться? Потом сообщает, что существует специальный прибор для нагнетания воздуха в воду. Показывает компрессор, а затем устанавливает его в аквариуме, включает. Дети наблюдают за его работой и за поведением рыб.