Воспитание экологической культуры
Третья неделя в марте
Наблюдение за ветками в вазе (3)
Цель. Отметить изменения в состоянии веток (раскрывающиеся почки цветов, листьев), улучшить условия, добавив подслащенной воды. Отметить красоту букета: приятный вид и аромат цветов. Сделать зарисовку в календаре. (Наблюдение проводится аналогично предыдущему.)
Ежедневные наблюдения за погодой, природными явлениями на участке детского сада, работа с календарем.
Цикл наблюдений за черепахой
(продолжение)
Наблюдение 4. Долго ли живет черепаха?
Цель. Научить детей определять возраст черепахи по рубцам на щитках панциря (годичные кольца). Каждый рубец — это прирост одного года. Черепаха живет долго, если ей созданы хорошие условия. О ней можно заботиться еще лучше: протирать панцирь от пыли, смазывать сухую кожу шеи и ног масляным тампоном, выносить в теплую солнечную погоду на улицу.
Воспитатель показывает, как можно протирать панцирь влажной тряпкой. Обращает внимание, что на чистом блестящем панцире хорошо видны отдельные щитки и рубцы на них, которые и следует сосчитать, чтобы определить возраст животного. Показывает, как можно смазать кожу черепахи, чтобы она лучше себя чувствовала и долго жила. Советуется с детьми: можно ли ее сейчас выносить на улицу? Вместе решают, что еще очень холодно, нет зеленой травы, а черепаха любит тепло. На улице ей будет холодно и плохо. Следует подождать очень теплых дней.
Занятие, Сравнение кроликов и зайцев
Программное содержание. Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных.
Материал. Картины с изображением зайцев и домашних кроликов; самодельный глобус; картинки с изображением дикого кролика; игрушечный зайчик (бибабо).
Примерный ход занятия
Воспитатель показывает игрушечного зайчика, сообщает, что он пришел на занятие, чтобы узнать о жизни своих родственников: среди игрушек был разговор о том, что ребята сегодня будут беседовать о зайцах и каких-то кроликах. (Кто такие зайцы, я знаю, а о кроликах даже не слышал,— говорит игрушка.)
Воспитатель ставит картины, на которых изображен заяц-беляк, и предлагает детям все рассказать о нем игрушечному зайчику. Направляет ход их рассказа вопросами: где живут зайцы-беляки? Чем питаются зимой, летом? Есть ли у них враги и как они от них спасаются? В заключение уточняет: к каким животным относится заяц-беляк — домашним или диким (уточнение ведется по признакам, которые были обозначены на предыдущем занятии).
Затем выставляются картины, на которых нарисованы кролики. Дети рассказывают, как они живут, зачем их разводят, и сообщают игрушке, что это совсем другое животное — домашнее, но имеющее сходство с зайцем. Домашние кролики уже давно живут возле человека, который вывел много разных пород кроликов. Домашние кролики бывают разного цвета (серые, белые, черные) и не меняют окрас шерсти зимой, как это происходит у зайца-беляка.
Воспитатель берет в. руки игрушку и сообщает, что он расскажет сейчас еще об одном животном, которое тоже называется кроликом. Все послушают и затем решат, какой же это кролик: домашний или дикий.
В разных странах на нашей планете живут кролики: в Северной Америке, во Франции, Испании, Италии, на Украине (показывает на глобусе). В России таких кроликов нет. Эти зверьки имеют раскосые глаза, длинные уши, короткий хвост, прыгают на четырех лапах. Задние намного длиннее передних. Их тело покрыто шерстью буро-землистого цвета. По размеру они немного меньше наших зайцев. Окрас шерсти не меняют. Живут эти кролики в степях — это такие большие пространства земли, где растет одна трава, а леса нет. В Северной Америке такие степи называются прериями.
Кролики живут в земле. Они роют длинные разветвленные норы и днем из них не показываются. Выходят кормиться только ночью. Поедают самые различные степные травы. У них много врагов — лисы, волки, хищные птицы, в Северной Америке — койоты (волки).
Эти кролики не похожи на наших зайцев еще и тем, что родят много крольчат. Самка-крольчиха может родить сразу 10—12 маленьких, совсем голеньких, слепых крольчат, которых она потом долго выкармливает. Зайцы в наших лесах родят по 3 — 5 зайчат. Они покрыты шерстью. Мать их покормит и убегает. Через несколько дней зайчата сами начинают есть траву.
На степных кроликов люди издавна привыкли охотиться. Вот о каком новом интересном животном вы узнали. И ты, игрушечный зайчишка, теперь тоже про них знаешь.
Дети, вам осталось решить: степной кролик — это дикое животное или домашнее?
Дошкольники высказываются, воспитатель по той же схеме уточняет их ответы и подводит к выводу, что степные кролики — это дикие животные.
В течение всего занятия воспитатель не забывает подключать к диалогу игрушечного зайчика, доверяя ему высказывать несложные суждения.