Воспитание экологической культуры
Четвертая неделя в марте
Наблюдение за ветками в вазе (4)
Цель. Обнаружить изменения в состоянии веток, появление цветов, листьев, корешков. Долить воду с питательными веществами. Наслаждаться красотой распустившихся цветов, их ароматом. Зарисовать ветки на странице календаря, изобразить полоску времени. Сравнить страницы календаря и обсудить: как распускались ветки ; какие условия им были созданы вначале, потом; сколько времени это длилось?
Цикл наблюдений за черепахой
(продолжение)
Наблюдение 5. Как маскируется черепаха?
Цель. Уточнить с детьми окраску и форму тела черепахи. Показать, что они делают ее незаметной на буро-желтом (песчано-пестром) фоне, среди камней, особенно когда она неподвижна. Окраска и форма тела маскировочные.
Воспитатель предлагает детям наблюдать за черепахой издали, ставя ее на разный цветовой фон (на белую, красную бумагу), среди буро-зеленой пестроты и камней. (При теплой погоде наблюдение можно провести на улице.)
Наблюдение 6. Как черепаха копает грунт?
Цель. Показать, что черепаха может раскапывать грунт. Она делает это передними ногами, которые хорошо приспособлены к рытью: они повернуты в стороны, широкие, с крепкими тупыми когтями.
Чтобы показать детям нужные действия активной и голодной черепахи, ее любимый корм надо закопать в толщу грунта, но так, чтобы его было видно.
Занятие. Когда животных в природе становится много или мало?
Программное содержание. Уточнить представления детей о том, как получаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе.
Материал. Фланелеграф и контурные изображения лесных цепочек питания; рассказы Взрыв без шума, Что делать с кроликами? из книги Экология в картинках, игрушечный зайчик, глобус.
Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель предлагает вспомнить, кто что поедает в лесу, кто на кого нападает. Вместе выстраивают цепочку питания на фланелеграфе. Игрушечный заяц наблюдает эту процедуру, удивляется.
Воспитатель говорит, что все звенья в цепочке ровные — это значит, что всем в лесу хватает питания, никто не остается голодным. Это называется равновесие в природе.
Но так бывает не всегда. Иногда отдельные звенья меняются: становятся очень большими или очень маленькими. Равновесие нарушается: для кого-то еды очень много, а для кого-то ее совсем не хватает. Мы сейчас разберемся, почему так получается.
2-я часть. Чтение рассказа Взрыв без шума.
Воспитатель читает рассказ. По ходу показывает на глобусе, где находится тундра.
После чтения воспитатель задает вопросы: где живут лемминги? На кого они похожи? Чем они питаются? Почему их иногда становится очень много ? Если их много, почему они куда-то бегут? Как восстанавливается равновесие в природе?
3-я часть. Воспитатель читает следующий рассказ — Что делать с кроликами?.
По ходу чтения показывает на глобусе Австралию. (Зайчик заинтересовался страной, так как речь шла о кроликах, которые ему знакомы.) После чтения уточняет понимание рассказа детьми: где находится Австралия? Какие необычные животные (у которых на животе сумка) живут в Австралии? Жили ли там раньше дикие кролики? Как они там появились? Почему их стало очень много ? Какая от них произошла беда? Кто виноват, что в Австралии нарушилось равновесие и произошел экологический взрыв? Можно ли животных перевозить в новые, незнакомые места?
После занятия воспитатель организует изготовление самодельных книг по прочитанным рассказам.
Занятие. Олени и хищники
Программное содержание. Уточнять и расширять представление детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества (на примере волка).
Материал. Рассказ Олени и хищники из книги Экология в картинках, картины с изображением волков из учебно-наглядных пособий, игрушечный зайчик, глобус, фланелеграф, контуры цепочек питания.
Примерный ход занятия 1-я часть. Воспитатель сажает зайчика: Слушай внимательно, сегодня мы будем говорить про волка в лесу, которого все зайцы очень боятся!
Вспоминает с детьми, показывая на фланелеграфе, какие в лесу выстраиваются цепочки питания, останавливает внимание на звеньях с хищниками. Обращается к дошкольникам с вопросом: Нужны ли хищники в лесу? Они ведь поедают других животных! Зайцев, например. А нам всех жалко! Предлагает послушать рассказ Олени и хищники. Читает его, по ходу показывает на глобусе Америку.
2-я часть. Рассматривают картины, изображающие волка, уточняют особенности его жизни в лесу. Затем на фланелеграфе выстраивают новую цепочку нарушенного равновесия, обсуждают ее.
В последующие дни делают новую книжку-самоделку по рассказу Олени и хищники.