Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в апреле первая неделя
Наблюдение за мать-и-мачехой (1)
Цель. Найти на участке детского сада места, где появился первоцвет мать-и-мачеха. Определить, что это солнечные — более сухие и теплые — места на газонах. Цветы мать-и-мачехи желтые, на коротких стебельках, без листьев. Вокруг желтой серединки в несколько рядов растут реснички лепестков, каждый цветок как маленькое солнышко — очень радует людей ранней весной.
Цикл наблюдений за божьей коровкой
Наблюдение 1. Какая божья коровка и где ее можно найти? Цель. В апреле на солнечных местах (на ветках кустарника, на заборе, стене дома, пнях и т. д.) можно увидеть маленького жучка — божью коровку. У нее круглая выпуклая спинка яркой окраски (красная, оранжевая, желтая) с черными или белыми точками — ее легко заметить. Жучок греется на солнечных местах после зимней спячки.
Занятие. Зеленая служба Айболита — весенний уход за комнатными растениями
Программное содержание. Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Их можно узнать по внешним признакам: светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная — теневыносливые; растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды. Слабые, давно не цветущие растения нуждаются в питательной почве, их надо пересадить.
Материал. Игрушки — кукла Айболит, большая грузовая машина с зелеными крестами, чемоданчик доктора, в котором палочка для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики или пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем. На машине мешок с хорошей землей.
Примерный ход занятия
Воспитатель собирает детей, сообщает им, что в детский сад приехал на машине доктор Айболит из Зеленой службы: он ходит по группам и проверяет состояние зеленых пациентов — комнатных растений. Смотрит, как они себя чувствуют: кто здоров, кто болен, выясняет, как дети ухаживают за растениями. Уберем игрушки и подождем его, он сейчас появится.
Раздается стук в дверь, въезжает машина с Айболитом. Воспитатель приветливо встречает его, предлагает детям сесть на стулья, разыгрывает диалог с Айболитом, который сначала уточняет, есть ли в группе растения, что дети делают с ними, знают ли они, что растениям необходимо для жизни, что разным растениям нужно разное количество воды и света.
Айболит рассказывает: Апрель — это разгар весны. Растения чувствуют, что увеличивается день — стало больше света. В них пробуждаются новые силы — они начинают расти, а некоторые дают бутоны — зацветают. В это время всем комнатным растениям необходимы хорошие условия: за зиму они истощились — нужна подкормка или новая земля, в которой много питательных веществ.
Затем все вместе осматривают растения в тех местах, где они обычно стоят. Вся процедура производится по очереди с каждым растением. Айболит осматривает его со всех сторон, оценивает общее состояние, обнаруживает недостатки здоровья, ставит диагноз и назначает лечение, если такое требуется. Осматривая растения, Айболит постоянно обращается к детям (Как называется это растение?, Как вы думаете, оно хорошо себя чувствует или неважно? и т. д.), а также произносит вслух все свои действия и оценки (Посмотрим с другой стороны, Посмотрим на корни, Да, оно себя чувствует неважно — вытянулось, бледное, листочки редкие, света ему не хватает, надо ставить на солнечное место и т. д.).
Каждому растению выписывается рецепт, в котором указывается то, что надо сделать, чтобы помочь ему 1. Рекомендации Айболита должны быть подготовлены заранее. Они могут носить примерно следующий характер:
Посмотрим на это растение. Как оно называется? (Обращение Айболита к детям.) Да, бальзамин, еще огоньком его прозвали, а некоторые люди зовут Ванькой мокрым. Как он себя чувствует? Неважно: стебли вытянулись, листьев мало — почти все опали, цветов совсем нет. Конечно, его надо лечить, омолаживать. Но я забирать его в зеленую больницу не буду, вы его вылечите сами. Выпишем ему следующий рецепт. (Воспитатель приготовился записывать, просит детей слушать внимательно, запоминать, чтобы они помогли ему все правильно записать.)
Бальзамин любит свет, тепло, много воды, не любит очень больших горшков и не любит стоять в тесноте — ему нужен простор. Пишите: Обрезать все веточки, оставив пеньки в 5—
Вот еще бальзамин, выглядит совсем по-другому: пышный куст, много листьев и цветов. Это вполне здоровое и красивое растение. Конечно, он у вас стоит на светлом месте, но не на сквозняке, отдельно от всех растений, его никто не задевает, вы его хорошо поливаете. Сейчас, весной, его надо подкармливать. Пишите: Сделать крепкий питательный раствор — 1 столовую ложку (
Вот другое растение — пушистое, красивое! Как оно называется? Правильно — аспарагус 1. Как же оно себя чувствует? Посмотрим на него со всех сторон. Вот пожелтевшие веточки, их немного. Растение здорово. Пишите: Срезать пожелтевшие ветки; опрыскивать из пульверизатора 1—2 раза в неделю, в яркие солнечные дни — каждый день; не пересаживать; на прямое солнце не ставить; 1 раз в две недели подкормить питательным раствором.
Вот еще один аспарагус 2, только выглядит он по-другому. Посмотрим, как он себя чувствует: ветки очень длинные, у основания голые, горшок маленький, наверное, весь заполнен корнями (снимает со стены, постучав палочкой со всех сторон по горшку, освобождает ком земли, осматривает корневую систему). Выписывайте рецепт: Обрезать длинные голые ветки, куст разделить на два, посадить в два горшочка в новую землю. Притенять от солнца, опрыскивать ежедневно, хорошо поливать.
Таким образом Айболит осматривает с детьми все растения3, определяя по внешним признакам их состояние, недостаток условий, дает рекомендации по содержанию каждого из них. Уходя и оставляя рецепты, землю, удобрения, говорит: Выполняйте назначения, через одну-две недели я к вам приеду снова, посмотрю, как себя чувствуют зеленые питомцы! До свидания!
Занятие. Как черепахи живут в природе?
Программное содержание. Уточнить представления детей об особенностях жизни черепахи в уголке природы. Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных природных условиях (степях, пустынях), их приспособленностью в питании, защите от врагов, перенесении жары и холода, выведении потомства.
Материал. Глобус; картины из разных пособий, на которых изображены степь, пустыня; картина Черепахи.
Примерный ход занятия
1-я часть. Дети рассказывают о черепахе, живущей в уголке природы, за которой они неоднократно наблюдали. Воспитатель обращает особое внимание на ее потребности и условия, создаваемые для нее: любит тепло, ест овощи и т. д.
2-я часть. Воспитатель знакомит детей с жизнью сухопутных черепах в естественных природных условиях. Сообщает места обитания: степи, пустыни в южных краях России, государствах Средней Азии, Кавказа, Африки (показывает на глобусе). Показывает пустыню, рассказывает, как там жарко, мало растительности и трудно жить, поэтому черепахи выходят на поверхность только весной, когда не так сильно печет солнце и много сочной растительности. В это время они активно откладывают яйца и с наступлением летней жары снова закапываются глубоко в песок, где и проводят большую часть года. Молодые черепашки вылупляются из яиц осенью, но остаются в песке до весны.
Затем воспитатель показывает картину Черепахи, сообщает, что на ней изображена степь. Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы : какие животные живут в степи? Что делает ящерица? Что делает черепаха на переднем плане? Легко ли ей копать почву? Что делает другая черепаха? Чем она питается? Как поведут себя животные, если неожиданно появится степной орел или другая хищная птица?
В этом месяце воспитатель с детьми занимается посадкой, пересадкой и размножением растений. Данная деятельность становится условием для уточнения представлений дошкольников о песке, камнях, глине, почве, о значении этих материалов для жизни растений.