Воспитание экологической культуры
Вторая неделя в апреле
Наблюдение за мать-и-мачехой (2)
Цель. Отметить изменения в росте растения: цветов стало больше; оно выросло, стало выше. Мать-и-мачеха появилась на новых местах.
Цикл наблюдений за божьей коровкой
(продолжение)
Наблюдение 2. Как ползает и летает жучок?
Цель. Божья коровка имеет шесть лапок, два мягких прозрачных крылышка и два твердых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням, руке. Крылья позволяют ей летать. Когда она готовится взлететь, то раскрывает надкрылья, приподнимает их, выпускает прозрачные крылышки и летит.
Наблюдение 3. Что ест божья коровка?
Цель. Дать представление о том, что в разных местах жучок питается еще более мелкими, чем он сам, насекомыми, которые из растений сосут сок и приносят большой вред плодовым садам и вообще многим растениям.
В свободное время воспитатель читает рассказ Как божьи коровки помогли садовникам из книги Экология в картинках. Рассматривая на глобусе Австралию и другие места, где растут апельсиновые сады, рассказывает, как божья коровка их спасла. Дает задание поискать на участке жучков, понаблюдать, что они едят.
Занятие. Морские коровы и Красная книга
Программное содержание. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Морские коровы — животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение детей в изодеятельности.
Материал. Рассказ Морские коровы и Красная книга; картинки с изображением крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя; Красная книга; принадлежности для рисования.
Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель читает рассказ Морские коровы и Красная книга, затем беседует с детьми по его содержанию и задает вопросы: что произошло много лет назад с моряками одного русского корабля? Куда высадились моряки после катастрофы? Что их спасло от голода? Какими были морские коровы? Почему они исчезли? Почему исчезли многие другие животные? Как люди придумали позаботиться о природе? Что такое Красная книга?
2-я часть. Воспитатель рассказывает о Красной книге данной местности, показывает ее, рассматривает с детьми иллюстрации, на которых изображены некоторые животные и растения. Говорит о том, что на следующей неделе все пойдут в поход, ведь надо знать, какие растения можно встретить в это время в лесу, какие из них охраняемые — занесены в Красную книгу. Рассматривают подробно несколько охраняемых растений, которые действительно можно встретить в лесу.
3-я часть. Воспитатель предлагает нарисовать морскую корову. Никто из нас не видел это животное, поэтому каждый может изобразить его по-своему. Но при этом надо учесть, что это животное водное, морское. Оно жило в воде и, конечно, имело сходство с другими водными животными. Воспитатель читает фрагмент рассказа, где дается описание морской коровы. Показывает иллюстрации с изображением морских животных, моря, кораблей-парусников. Дети рисуют, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Занятие. Лес в жизни человека
Программное содержание. Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, лесными запахами, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, пушнину. Из древесины делают разные предметы, мебель, дома и бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.
Материалы к занятию и его организация. Занятие проводится в форме посещения выставки и беседы во время ее осмотра и после.
В специальном помещении (зале, изостудии или др.) на четыре-пять дней организуется выставка Лес в жизни человека. Изолированно друг от друга создаются экспозиции: Дары леса, Что делают из древесины?, Бумажно-картонные изделия, Лес и наше здоровье, Лес глазами художников, Кто заботится о лесе?.
В экспозиции Дары леса могут быть банки с грибами, связки сушеных грибов, банки с заготовленными лесными ягодами, пакеты с орехами, кедровые шишки. Упаковка на всех экспонатах прозрачная и с отчетливыми этикетками.
В экспозиции Что делают из древесины? может быть любая мебель, посуда, разделочные доски, богородская игрушка, карандаши и другие вещи из дерева, бересты. Предметы по возможности должны быть не раскрашены, чтобы была видна структура дерева. В этой же экспозиции могут быть иллюстрации с изображением деревянных домов, заборов, красивых наличников, паркетов, фотографии, картинки, на которых показан процесс заготовки древесины, пилорама.
В третьей экспозиции, посвященной бумаге, могут быть: ватман, писчая, туалетная, гофрированная, бархатная и другая бумага, салфетки, а также картон и изделия из него (упаковка), продукция из бумаги и картона — книги, альбомы, тетради, газеты, карты.
В следующей экспозиции могут быть представлены: лесные лекарственные травы в пакетиках и на открытках, иллюстрации с изображением разных форм отдыха в лесу. Цель этой экспозиции — показать значение леса для здоровья человека.
Очень важной является экспозиция художественных изделий (Лес глазами художников), так как она позволяет показать детям, что лес ценен не только материальными благами. Красота, эстетическое наслаждение — это тоже духовная ценность, которую дает нам лес. В этой экспозиции могут быть представлены картины в рамках с изображением лесного пейзажа, эстампы, хох-ломские изделия, разные красивые предметы и сувениры, на которых отражены лесные явления. Во время ее осмотра может звучать запись птичьих голосов, лесных шорохов.
Цель последней экспозиции — показать, как люди (особенно лесники) заботятся о лесе. Дети должны увидеть картины Лесник спасает зайцев, Зимняя подкормка диких животных, Помощь зимующим птицам из учебно-наглядного пособия С. Н. Николаевой, Н. Н. Мешковой (М.: Просвещение, 1990). Можно также найти картины и иллюстрации, на которых показаны лесопитомник, школьный зеленый патруль и др. Целесообразно повесить плакат с изображением знаков — правил поведения в лесу, охраняемых растений и Красную книгу.
Выставку необходимо сохранить несколько дней: ее посещают сотрудники детского сада, дети других возрастных групп. Воспитатели предлагают родителям сходить на выставку вместе с детьми. Для ребят это прекрасная возможность передать свои впечатления от занятия, еще раз посмотреть на понравившиеся экспонаты. Выставка — это способ включения родителей в экологическое воспитание детей.
Примерный ход занятия
Воспитатель предлагает детям пойти на выставку, которая организована в детском саду для них и взрослых, сообщает, что она о лесе. Все экспозиции осматриваются поочередно: воспитатель называет экспозицию, затем дает возможность детям самим осмотреть экспонаты, позволяя их трогать руками. Далее коротко беседует с детьми, уточняя, что и почему здесь представлено. Целесообразна такая последовательность осмотра экспозиций: дары леса, его хозяйственное использование; впечатления от его красоты — картины художников, фотографии, практика охраны леса, заботы о нем.
Завершить занятие целесообразно несколькими предложениями:
привести на выставку родителей и осмотреть ее еще раз вместе с ними;
подумать, как можно беречь лес, имея дело с бумагой и деревянными предметами;
как каждый из ребят позаботится о лесе на следующей неделе, когда пойдет со всеми в поход в лес (воспитатель подсказывает, что можно изготовить знаки — правила поведения в лесу взять корм для птиц, принять участие в очистке поляны, ограждении муравейников).
На этой же неделе воспитатели вместе с детьми в свободное время начинают выполнять рекомендации Айболита по весеннем} уходу за комнатными растениями.
В этих мероприятиях воспитатель уточняет представления детей о значении природных материалов для создания жизненно важных условий растениям.
В свободное время с детьми воспитатель проводит посадку любого комнатного растения. (Это может быть заранее проращённый черенок с корнями или растение, требующее пересадки.)
Воспитатель выставляет четыре коробки — с камнями, песком, глиной и черноземом. Обсуждает свойства всех материалов, предлагая детям трогать их, брать в руки. Просит сказать, какие материалы нужны для посадки растений в хорошую почву. Уточняет, зачем нужны камни (для дренажа), песок (для рыхлости почвы и хорошей проходимости воды), чернозем (для питания растений). Поясняет: Глина для посадки комнатных растений не нужна, она утяжеляет почву, через нее плохо проходит вода. В природе встречаются разные почвы — рыжие глинистые, на них чаще всего бывают лужи, так как вода задерживается, плохо впитывается, растениям в такой почве расти трудно — слишком много воды и мало питательных веществ. Встречаются песчаные почвы — светлые, желтые, но бедные и тощие. На них всегда сухо, так как вода быстро проходит вглубь. Но растениям плохо — им не хватает воды и питательных веществ. Самая лучшая почва — это чернозем, она содержит много питательных веществ, ее надо разбавлять песком, чтобы вода лучше проходила, чтобы в почве было много воздуха.
Воспитатель показывает, как осторожно и правильно надо сажать черенки молодых растений, как бережно с ними обращаться. Педагог может поручить каждой паре детей посадить одно растение, если они готовы действовать осторожно. В мероприятии участвует кукла доктор Айболит — задает вопросы, делает пояснения, дает указания, смотрит, как дети сажают растения, хвалит их. В заключение воспитатель уточняет, что необходимо растениям для их роста, все вместе оценивают условия на окне, обсуждают, будет ли хорошо вновь посаженным растениям. Айболит советует прикрыть их целлофановыми пакетами, объясняет, почему под ними черенкам будет лучше первое время.
Кроме обычных растений, которые надо сажать в хорошую почву, воспитатель может посадить маленький кактус в небольшую коробочку с песчано-каменистой почвой. При этом он должен пояснить детям, что для кактуса именно такая почва является лучшей — так кактусы приспособились жить в трудных условиях пустыни (пояснение может сделать Айболит — он был в Африке и видел, в каких условиях там растут эти растения).
В апреле на этой же неделе замечательный праздник — День космонавтики. 12 апреля воспитатель может в свободное время собрать детей для разговора и игры. Педагог заранее подбирает фотографии Юрия Гагарина, других космонавтов (ребята должны знать героев в лицо), показывает их детям, рассказывает, как наша страна первой вывела на орбиту космический корабль с космонавтом на борту. И этим первым героем стал Юрий Гагарин — когда он вернулся из космоса, ликовала вся страна, а потом ему рукоплескала вся планета. Это было давно, но и сейчас все россияне гордятся этим событием, поэтому 12 апреля — праздник. После беседы воспитатель предлагает детям игру — построить из стульев (или другим способом) космический корабль и полететь в космос, вокруг планеты Земля, как это сделал в своем первом полете Гагарин. Дети могут взять в полет кукол, воспитатель предлагает им надеть скафандры, пристегнуть ремни к креслу (ведь будет перегрузка, потом невесомость), а затем после взлета и выхода корабля на орбиту комментирует, над чем они летят (над океаном, над Африкой, пролетают над Россией, Америкой). Воспитатель в роли командира корабля отдает все приказы, сообщает интересные факты, например о том, сколько витков вокруг Земли уже сделали, где над планетой облака, а где от заводов в городах идет сильный дым и др. Обращает внимание на облик Земли, ее красоту, которую можно наблюдать в иллюминатор с высоты полета.