Воспитание экологической культуры
Третья неделя в апреле
Эта неделя целиком посвящается подготовке к Дню Земли, проведению акции Украсим дом цветами, праздника — посвящения ребят в юные экологи. Главное, на чем воспитатель сосредоточивает усилия,— показать, что люди (дети и взрослые) — живые существа, им для жизни, здоровья, хорошего самочувствия нужны условия, хороший дом. Таким домом является квартира, двор возле дома, комната группы, участок детского сада, ближайший лес, в котором дети гуляют. Свой дом надо любить, заботиться о нем, следить за чистотой и красотой. Хозяевами дома являются люди: взрослые и дети, они наводят порядок, чистоту, украшают его.
Понедельник. Воспитатель сообщает, что на этой неделе люди всего земного шара отмечают День Земли: все, кто живет на планете, должны любить ее, заботиться о ней. Планета Земля — это дом для всех людей. Но дом этот начинается с того места, где живет человек.
Далее проводится беседа о том, что дети — живые (как растения и животные), им нужны теплое и чистое помещение, свежий воздух, вкусная еда, красота и уют, разные предметы и игрушки, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели, занимались любимым делом. Такие условия есть в группе детского сада, значит, группа — это хороший дом для детей.
Все вместе обходят помещение группы, отмечают, что создает красоту, уют, как няней, воспитателем и детьми поддерживается чистота. Заглядывают в спальню — обращают внимание на свежий воздух, чистое белье, опрятный вид кроватей. Расставляют вазы с распустившимися ветками, делают какие-то небольшие перестановки мебели, вещей, чтобы было удобнее играть, рисовать, отдыхать. Отмечают, что особую красоту создают комнатные растения, они же улучшают воздух в помещении группы. Делают вывод: групповая комната — хороший дом для детей, все должны о нем заботиться.
Вечером воспитатель дает задание детям и родителям — посмотреть на свой дом — квартиру: чисто ли в нем, на месте ли все вещи, что создает красоту, удобно ли детям жить в квартире (спать, играть, кушать, отдыхать), есть ли растения. Подумать, как можно улучшить условия дома.
Вторник. Во время прогулки в форме свободного разговора воспитатель обсуждает с детьми удобства их домашних условий, предложения по улучшению. Затем проводится целевая прогулка по участку детского сада и разговор на тему Участок — наш дом. Он должен быть зеленым, красивым, чистым и удобным. Воспитатель и дети обходят всю территорию, осматривают ее, планируют: где надо убрать мусор, где посадить цветы, где сделать дополнительные лавочки, как улучшить игровую, физкультурную площадки, как озеленить центральный вход и т. д.
Вечером воспитатель дает задание детям и родителям: посмотреть на двор около дома — ведь это тоже их дом. Подумать, что можно там улучшить.
Среда. Во время прогулки воспитатель обсуждает с детьми их предложения по улучшению двора возле дома, дает советы, подводит их к мысли: как хорошо, если около подъезда, крыльца посадить цветы.
В группе воспитатель сообщает, что завтра будет поход в лес, и добавляет: Лес — это тоже наш дом, потому что мы в нем отдыхаем, набираемся сил и красоты, о нем надо позаботиться. Обсуждает с детьми, что будет в походе и что надо подготовить в детском саду и дома.
Потребуются походная одежда, обувь, рюкзачки, пленка на случай дождя, бутерброд, пластмассовая кружка, 2—3 пакета.
Каждому нужны игрушечный фотоаппарат, чтобы заснять интересные явления природы, сделать фотографии (рисунки), а также подзорная труба или бинокль (игрушечные).
Надо взять картинки с изображением первоцветов, охраняемых растений, чтобы обнаружить их в лесу, полюбоваться, сфотографировать и запомнить, что их рвать нельзя.
Для ограждения муравейника можно взять веревку. Знаки — правила поведения в лесу, если дети со взрослыми подготовят их дома, можно установить в лесу.
Вечером воспитатель со всеми желающими изготавливает фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, дает напутствия детям и родителям хорошо подготовиться к походу, выспаться, прийти в сад, не опаздывая. Приглашает родителей (родственников), если они свободны, в поход вместе с детьми.
Четверг. Экологический поход.
Цель: 1) Показать детям пробуждающуюся природу — первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развертывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях.
Развивать наблюдательность, интерес к различным явлениям природы, умение замечать их изменения.
Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать ее.
Воспитывать желание практическими делами охранять и беречь лес, учить соблюдать правила поведения в лесу.
Учить быть участником похода: помогать друг другу, делиться едой, питьем, впечатлениями, соблюдать общие походные правила, мыть руки в походных условиях.
Организация и проведение похода. Воспитатель вместе с экологом или физкультурником заранее осматривают маршрут, выясняют, какие явления их ожидают в лесу. Если в саду нет эколога, целесообразно договориться с лесничеством, чтобы к месту отдыха детей в лесу в день похода пришел их сотрудник. Если это невозможно, то приглашается любой знаток природы или воспитатель сам тщательно готовится, чтобы показать детям важные явления весенней природы своей местности.
Утром, принимая детей, воспитатель проверяет, как они готовы к походу. Просит каждого подумать: какое доброе дело он сделает в лесу, как он поможет лесным обитателям.
Накануне или утром воспитатель упаковывает два больших листа целлофана (для организации питания и для складывания рюкзаков, вещей на землю), 1—2 больших термоса со сладким чаем, аптечку, спички, физкультурные атрибуты для проведения игр, пакеты, мешочки для находок, влажные губки и тряпочки для очищения рук.
Кроме воспитателя в поход может пойти инструктор по физвоспитанию, эколог, методист или заведующая. В поход отправляются сразу после завтрака, возвращаются к обеду или чуть позже. Желательно, чтобы детей сопровождал взрослый с фотоаппаратом. В его задачу входит фотографировать интересные события похода и, что особенно важно, впечатляющие явления природы. В этом случае он обсуждает с детьми, что и почему он сфотографировал. Это будет побуждать их внимательнее смотреть вокруг себя, развивать наблюдательность.
Подойдя к лесу, дети приветствуют его стихотворением С. Погореловского.
Воспитатель напоминает правила поведения и то, что они пришли в лес делать добрые дела, увидеть его весеннюю красоту.
Идя по лесной дороге, воспитатель обращает внимание на первоцветы, все останавливаются и рассматривают охраняемые растения, если они встречаются, уточняют их внешний вид по картинкам. Раз-другой воспитатель останавливает детей, когда сам видит прекрасные явления пробуждающейся жизни. При этом он искренне, с чувством выражает свои переживания, не навязывая их дошкольникам.
Придя в конечный пункт маршрута, дети складывают рюкзаки, взяв из них фотоаппараты, бинокли. Воспитатель предлагает поиграть в фотоохотников — побродить по поляне и самостоятельно посмотреть, как живет лес, найти в нем интересное и красивое, хорошо рассмотреть и сфотографировать. Читает стихотворение Натальи Бромлей Охотник:
Идет в тайгу охотник, с собою прихватив
Два фотоаппарата и фотообъектив.
Он по тайге крадется, напав на верны й- след.
И делает не выстрел, а делает портрет!
К нему ребята часто приходят посмотреть: Какой кабан клыкастый! Какой большой медведь!
Этот момент — самостоятельное общение детей с природой — очень важен. Несколько взрослых с разных сторон держат под контролем всех детей, но не делают замечаний, не зовут их громко. Необходимо действительно создать атмосферу задушевного, радостного общения с природой.
Через 15—20 мин взрослые собирают детей на поляне. Предлагают присесть на поваленных деревьях (изоляцией от влаги служит целлофан). Кто-то из взрослых организует питание, а воспитатель проводит общий разговор: дети делятся впечатлениями, говорят о фотографиях, которые они сделают в детском саду. Затем идет уточнение, в каком состоянии находятся лесные растения, какие условия этому способствовали.
После питания организуются игры, развлечения. На поляну случайно может выйти работник лесничества, лесхоза, который расскажет, как лесники заботятся о лесе, берегут его от пожаров. Покажет ребятам некоторые тайны леса.
Если на земле еще лежит снег, интересно показать детям проталины вокруг деревьев. Они разные: вокруг лиственных деревьев обнажается земля, ее жухлый покров, вокруг хвойных зеленеют мхи, плауны, грушанка, брусника, т. е. растения, которые зимовали зелеными.
Рассказывает о сокодвижении деревьев, которое обнаруживается по струйкам жидкости, вытекающей из отверстий на стволах. Отверстия могут быть сделаны людьми и животными. Если низко над землей имеются надрезы на березе, это сделали люди. Надо объяснить детям, что для дерева это очень плохо. Это бездумные, безжалостные поступки. Если темная струйка идет из отверстия, расположенного высоко, то соком лакомился дятел. Особенно он любит сок клена, который слаще березового.
Говорит о пробудившемся муравейнике, греющихся на его поверхности муравьях.
В солнечный день можно наблюдать весенний вылет бабочек на поляне, на просеке, где особенно тепло: лимонниц, крапивниц, траурниц, павлиньего глаза. Бабочки порхают, садятся на солнечные места, широко раскрывают крылья — греются.
Если снег сошел, в ельнике можно наблюдать рано появляющиеся и цветущие растения: всходы марьянника лугового среди мха; нежные листья, а затем и бледные цветочки черники; молодые желто-зеленые листья кислицы, которые создают целые островки. Она особенно заметна, если начала цвести.
Интересно детям наблюдать появление молодых побегов у ели: светло-зеленые с мягкими иглами, приятным (но не хвойным) запахом, хорошо заметные на фоне темно-зеленой кроны; почти одновременно начинается рост молодых шишечек.
В светлой дубраве можно обнаружить совсем иные, чем в ельнике, явления. Прежде всего быстрое прорастание первоцветов: сиреневой хохлатки, васильково синей пролески, ярко-желтой ветреницы лютиковой, ярко-розовой медуницы. Дубрава отличается от всех остальных составов леса: в ней много света (так как дуб распускается поздно), тепла, поэтому отчетливо видно последовательное пробуждение ее этажей — сначала травы, затем кустарники (лещина) и деревья.
Если лес смешанный, то можно наблюдать цветение деревьев (осины, ольхи, вяза), одновременное развертывание молодых листочков и цветочных бутонов (береза, клен), появление новых шишечек у лиственницы. Интересно показать детям развертывание листьев у рябины — в лесу всегда много подроста, молодых деревьев. Листья рябины похожи на бледно-зеленую пушистую кисточку. Пушок, покрывая молодые листья, защищает их от холода, излишнего испарения влаги. Когда листья окрепнут, он отпадает.
Необычным явлением в весеннем лесу являются ранние грибы, грибы-подснежники, среди которых есть и съедобные. Лесник знает наверняка, есть ли они в данный момент, и покажет их. Съедобные строчки и сморчки ценят наравне с лучшими осенними грибами. Строчок напоминает рыжевато-коричневый комок неправильной формы, упругий, весь в волнистых складках. Шляпка сморчка похожа на крупное куриное яйцо желто-бурой окраски. У другого сморчка шляпка похожа на еловую шишку. Можно встретить ранние несъедобные грибы, напоминающие своим обликом волнистую лепешку или человеческое ухо, черную урночку-стаканчик, рюмочку.
Лесник может рассказать детям, каких животных он встречал в зимнем лесу, видел ли следы хищных зверей, находил ли лосиные рога, может показать чью-нибудь нору, гнездо, дупло, погрызы на деревьях и многое другое, что знает он один.
Рассматривание интересных весенних явлений в лесу под руководством лесника переходит в завершающую и очень важную часть похода — оказание практической помощи лесным обитателям. Лесник четко говорит, что могут сделать дети для блага леса: например, собрать мусор на поляне, оградить муравейники, расставить знаки — правила поведения в лесу.
После общего труда, в котором принимают участие и дети, и взрослые, наступает момент сборов. Он должен пройти спокойно, с соблюдением заповеди Мы — гости леса, а не хозяева и правила Уходя, мы оставляем лес таким, каким увидели его впервые. Воспитатель поощряет действия детей — взять с собой бросовые лесные находки (шишки, ветки сосны, коряжки, перья и др.).
На обратном пути дети прощаются с лесом, читая стихотворение С. Погореловского. Вечером дети делают фотографии — рисуют свои впечатления, из которых организуется выставка. Воспитатель всем проставляет похвальные очки в Панораме добрых дел.
Пятница посвящается Дню Земли. Для родителей можно устроить день открытых дверей — им предоставляется возможность посетить любые мероприятия, которые будут организованы детьми.
Утро: коллективный труд детей в уголке природы и группе. Общими усилиями создается чистота, красота, уют. Дети помогают оформить выставку своих работ (рисунков, поделок, книжек-самоделок).
После завтрака: беседа Земля — наш общий дом. Украсим ее цветами. За основу беседы берется первое занятие сентября — Планета Земля в опасности!. Воспитатель сообщает, что 22 апреля все люди отмечают как день защиты нашей планеты, забот ы о ее сохранении. После беседы организуется посадка цветочных семян на рассаду или (в зависимости от погоды и климатических условий) высадка рассады на участке детского сада. Дети могут посадить семян побольше, чтобы украсить цветами газоны не только в детском саду, но и около своего дома, подъезда.
Вместо беседы можно провести комплексное занятие Земля, с днем рождения тебя!.