Воспитание экологической культуры
Комплексное занятие. Земля, с днем рождения тебя!
Программное содержание. Уточнить представления детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура). Показать, что в разных местах условия разные: есть территории, где жить легко (плодородные земли, лесистые местности, умеренная погода), но есть горы (каменистые территории), песчаные и каменистые пустыни, очень холодные и очень жаркие места, где жить трудно. Человек, растения и животные приспособились жить почти везде. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету — она единственная в Солнечной системе живая планета, она является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать у детей желание сделать приятное для Земли — сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.
Материал. Глобус (или большая физическая карта полушарий); картины (или слайды, видеофильм) с изображением разных зон Земли — тундры, Арктики или Антарктики, пустыни, горной местности, леса; материал для изодеятельности ; клей; бумага для рисования детей (размером 6x10 см и разного цветового фона); ватман с изображением Земли в космическом пространстве: в середине белый круг (диаметром: 25 см), разлинованный для ровного написания слов, вокруг голубая атмосфера планеты (2—3 см), переходящая в фиолетовый цвет космоса; кукла-инопланетянин, которая использовалась на предыдущем занятии; коробка с маленькими бумажными звездочками голубого цвета.
Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель сообщает, что в детском саду опять появился инопланетянин, который прослышал, что дети готовятся отмечать День Земли. Кто-то из взрослых приносит куклу и коробку со звездочками, кукла здоровается с детьми. Воспитатель, устроив ее возле себя, выясняет, что в коробке, зачем нужны звездочки. Кукла поясняет, что этими небесными звездочками надо награждать детей, которые правильно отвечают на вопросы. Далее воспитатель ведет диалог с детьми и куклой. Говорит, что скоро будет праздник Земли, спрашивает у ребят, почему наша планета уникальна (единственная в Солнечной системе, где есть жизнь). Предлагает детям и кукле посмотреть, какие разные места и условия есть на Земле и как там живут растения, животные и люди.
Воспитатель ставит глобус (или вешает карту), расставляет картины с изображением разных зон. Начинает обсуждение с детьми общих условий для жизни на планете, каждый раз соотносит место на глобусе с картиной. Задает примерно следующие вопросы (за правильные ответы педагог дает звездочки):
1. Есть ли на Земле воздух? Где он находится? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку планеты — атмосферу.
Уточняет, что воздух есть в любых ее местах — указывает на картины.) Кому нужен воздух для дыхания? (Растениям, животным и человеку. Дети демонстрируют инопланетянину, как они дышат.)
Есть ли на Земле пресная вода? Где она находится? (Педагог и дети показывают на глобусе реки и озера.). Кому нужна вода для жизни? (Воспитатель показывает кукле воду в стакане, предлагает попробовать ее, поясняет, что на Земле есть разные места: в пустынях (указывает на картину) мало воды, там трудно жить всем; в местах, где текут реки, пресной воды много, там всем жить легко (указывает на картину с лесом), а в океанах и морях хотя воды и много (показ на глобусе), но она не пригодна для питья, потому что она горько-соленая.)
Есть ли на Земле пища для людей, животных и растений? Что едят люди, животные? Чем питаются растения? (Педагог уточняет и исправляет конкретные ответы детей, делает акцент на том, что на Земле все живые существа находят для себя питание.)
Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно? (Показ на глобусе полярных зон, картин с их изображением.) Кто там живет? Как приспособились к холодной погоде животные, люди, растения? (Педагог обращает внимание детей на картины с изображением Арктики, Антарктики, уточняет ответы.) В каких местах очень жарко? Как там живут растения и животные? (Демонстрируется пустыня.) В каких местах бывает умеренная погода — не очень жарко и не очень холодно? (Дети рассказывают кукле, как они одеваются в холод и в жару.)
Воспитатель коротко подводит итог: Земля — единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни растений, животных и людей. Такой жизни, как на Земле, нет ни на Марсе и Юпитере (там слишком холодно), ни на Венере и Меркурии (там очень жарко). Земля — самая прекрасная планета! Все люди должны ее любить и беречь.
2-я часть. Воспитатель ставит на пол глобус. Дети вместе с куклой образуют круг, водят хоровод, поют (или слушают в записи) песню про Землю (любую по усмотрению музыкального руководителя). Затем воспитатель говорит, что люди придумали много поговорок про землю, потому что любят ее. Произносит некоторые из них и просит ребят пояснить:
Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет;
Земля кормит людей, как мать детей;
Не та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет.
Про последнюю поговорку воспитатель говорит, что ее придумали давно и она уже устарела. Сейчас люди любят всякую землю — и где медведи живут (т. е. дикие места), и сельскохозяйственные угодья, где живут куры и другие домашние животные.
3-я часть. Дети садятся, воспитатель просит их придумать хорошие слова-пожелания для Земли — ведь у нее скоро день рождения. Дети говорят, педагог помогает им, записывает 3—4 высказывания в черновик. Затем показывает ватман с изображением контура Земли, поясняет, что в кругу будут красиво написаны их слова, а вокруг планеты разместятся их рисунки-пожелания с изображением того, что дети хотели бы видеть на Земле в изобилии (цветы, грибы, деревья, травы, ягоды, птицы, бабочки и т. д.). Воспитатель предлагает каждому бумагу, чтобы сделать рисунок. Вместе с инопланетянином ходит, уточняет, что дети рисуют, помогает им.
В свободное время воспитатель с детьми наклеивает рисунки на ватман, сам переписывает их пожелания. Плакат вывешивают в раздевалке в День Земли на обозрение родителей и гостей.
Во второй половине дня проводится торжественный праздник — посвящение детей в юные экологи. На праздник приглашаются родители, старшие братья и сестры детей, учителя соседней школы, куда пойдут дети 1 сентября.
Первая часть праздника — торжественная.
Зал празднично украшен. На центральной стене изображение планеты Земля, усыпанной цветами, внизу — колосья и васильки. На боковой стене выставка рисунков детей о природе, походные фотографии, поделки из природного материала, самодельные книжки Экология в картинках и глобус, Панорама добрых дел. В разных местах зала стоят ветки с распустившимися листьями и цветами. В празднике участвуют дети старшей группы.
После того как дети обеих групп сядут на стулья, выступает заведующая детским садом. Ее торжественное вступительное слово о том, что День Земли отмечается на всей планете, всеми людьми, которые любят планету-дом, любят природу, любят свой край. В детском саду подрастают дети, очень любящие природу, они не дадут ее в обиду, когда станут взрослыми. Сегодня дети, которые пойдут в школу, торжественно посвящаются в юные экологи. Юные — это значит еще очень молодые. Экологи — это те, кто любит свой дом. Экое означает дом. Наши дети знают, что домом называется не только их квартира, но и двор возле подъезда, и детский сад, и лес, куда они часто ходят гулять с воспитателями и родителями. Дети заботятся о зеленых друзьях в уголке природы, на участке, в лесу. Дети любят животных, никогда их не обижают. За год ребята совершили много добрых поступков (заведующая подходит к Панораме добрых дел, называет добрые дела детей). Они с удовольствием и интересом наблюдают за природой, рисуют то прекрасное, что увидели. Дети сами подготовили книжки и глобус. Эти книжки останутся на память детскому саду, их будут смотреть другие ребята.
За все эти достижения детям подготовительной группы вручается свидетельство Юный эколог. Это награда и память на всю жизнь, это напутствие и дальше любить природу и заботиться о ней.
Под звучание торжественной музыки детям вручаются свидетельства.
Вторая часть праздника — развлечения.
Ведущая поздравляет детей и гостей с праздником — Днем Земли. Загадывает загадку: Никого не родила, а все матушкой зовут. Ребята отгадывают. Дети подготовительной группы поют русскую народную песню Родина (Вижу чудное приволье...).
Ведущая загадывает еще одну загадку: В долг зерном берет, караваем отдает. Дошкольники отвечают. Далее инсценируется потешка Трактора:
Тара-тара-тара-ра, как из нашего двора В ыезжают трактора.
Будем землю пахать, будем рожь засевать, Будем хлеб молотить, малых детушек кормить.
Ведущая. Весной сажают деревья. В народе говорят, что, если человек хочет оставить о себе хорошую память на земле, он должен посадить дерево.
Дети старшей группы инсценируют песню Деревца (муз. Е. Ти-личеевой ).
Ведущая. Весной к нам возвращаются птицы. Послушайте, дети, какой разговор произошел у нас с журавлем.
Дети читают стихотворение П. Воронько Журавль:
Жура-жура-журавель, облетел он сто земель, Мы спросили журавля: Где же лучшая земля? Он ответил, пролетая: Лучше нет родного края!
Дети подготовительной группы поют и инсценируют русскую народную песню Земелюшка-чернозем.
Затем дети поочередно говорят пословицы о родной земле:
Всякому мила родная сторона.
Своя сторона не бывает холодна.
Родная землица и во сне снится.
Возвращая земле долг — будет толк.
Велика русская земля, а везде солнышко.
Земелька черная, а хлебец белый родит.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Девочки обеих групп танцуют под фонограмму песни Ю. Чич-кова Родная сторонка.
Дети читают отрывок из стихотворения Н. Забилы :
Любимый край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
Взрослые детского сада вместе с детьми подготовительной группы исполняют песню Как пойду я на быструю речку (слова и музыка А. Попова).
Ведущая. Как красива наша земля, а особенно она хорошеет весной от зелени и цветов.
Дети средней группы выполняют танец-упражнение с маками под музыку М. Раухвергера (песня Маки на слова О. Высот-ской ). Звучит аудиозапись песни Д. Маликова Сторона родная. Все дети танцуют современный танец в свободной манере.
Ведущая. Мы живем с вами на планете, которая называется Земля. Это наш родной дом. Мы должны любить нашу Землю, заботиться о ней, беречь ее. Ведь недаром говорится: Земля заботу любит, Земля — тарелка, что положишь, то и возьмешь.
Давайте будем беречь планету, Другой такой ведь на свете нету, Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду ее никому не дадим.
Под аудиозапись песни Д. Маликова Сторона родная дети танцуют, а затем выходят из зала.
Суббота. Проводится субботник по уборке участка детского сада: расчищают газоны, окапывают деревья, стригут кустарник, делают посадки. В субботнике принимают участие коллектив взрослых дошкольного учреждения, дети и их родители.