Воспитание экологической культуры
Четвертая неделя в апреле
Воспитатель и дети обсуждают прошедшую неделю, делятся впечатлениями. Вспоминают, что не наблюдали ежедневно за погодой и не отмечали ее в календаре (то, что всегда делалось на третьей неделе). Воспитатель предлагает вспомнить день за днем погоду, отметить ее в нужных графах, нарисовать картину живой природы. При этом воспитатель отмечает наблюдательность и самостоятельность детей.
Занятие. Птичий город на деревьях
Программное содержание. Дать представление дошкольникам о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. Познакомить детей, читая рассказ, с Астраханским заповедником. Показать, что в местах впадения Волги в море скапливается много редких, очень интересных птиц. В заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше.
Научить детей отражать впечатления о природе в рисунках.
Материал. Картины с изображением птиц заповедника (пеликанов, бакланов, разных видов цапель), лотоса; глобус; рассказ Птичий город на деревьях из книги Экология в картинках. Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель читает рассказ, показывает на глобусе по ходу чтения Волгу, город Астрахань, картинки с изображением птиц, живущих в заповеднике. По желанию детей может второй раз прочитать рассказ. Затем уточняет его понимание, задавая вопросы: что такое заповедник? Какие ценные животные и птицы живут в Астраханском заповеднике? Что будет с птицами, если их не будут охранять?
2-я часть. Дети рисуют иллюстрации к рассказу, воспитатель помогает: дает картинки для срисовывания, советует, как расположить рисунок, и т. д.
Занятие. Мой родной край: заповедные места и памятники природы
Программное содержание. Познакомить детей с од-ним-двумя заповедниками, памятниками природы своей территории, своей местности. Показать, что на ней ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
Материал к занятию и его организация. Воспитатель должен раздобыть сведения о заповедных местах своей территории и иллюстративный материал. Это могут быть книги, фотоальбомы, слайды, заметки из журналов и газет. Любой материал может быть использован для рассказа воспитателя. Если заповедник расположен близко, может быть организована экскурсия или приглашены его сотрудники, которые найдут, что показать дошкольникам. Можно также дать рекомендации родителям посетить с детьми эти места.
Если материала много, то надо руководствоваться двумя принципами: познакомить детей с самыми знаменитыми заповедными местами, наиболее близко расположенными к детскому саду (но при этом они могут быть малоизвестными), чтобы дети могли их посетить и гордиться ими. Например, пермских детей надо обязательно познакомить со знаменитыми Кунгурскими пещерами, красноярских — с уникальными Столбами, в Иркутске, в Прибайкалье надо, конечно, говорить об озере Байкал.
Дети Москвы должны узнать о национальном парке Лосиный остров, расположенном на ее территории, а также о знаменитых зубрах, живущих в Приокско-террасном заповеднике Московской области. Однако жителям подмосковного городка Лобни важнее сначала узнать о своем маленьком зарастающем озере Киёво, где гнездится из года в год колония уникальных чаек, а потом уже о знаменитых заповедниках. Каждая территория имеет свои памятники природы, о них и должен поведать детям воспитатель 1.
На этой неделе (в конце) к детям второй раз приходит Айболит, выясняет, как чувствуют себя пересаженные, подрезанные растения, дает необходимые советы.