Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в мае
В этом месяце прорабатывается тема Вода, осуществляется заключительная диагностика детей — выявление уровня их экологической воспитанности.
Во время прогулок в теплые дни воспитатель с детьми осматривает разные места на территории детского сада, отыскивает сухие песчаные и глинистые с лужами, обсуждает, почему в одних местах сухо, а в других держится вода. Если встречаются места с черной землей, воспитатель напоминает о том, что это хорошая питательная почва.
Много времени в этом месяце уделяется играм в песочницах. Дети подросли, могут назвать основные свойства песка (желтый или серый, сухой или мокрый, сыпучий), могут определить, когда его надо полить, а когда он пригоден для игры. Воспитатель продолжает учить ребят играм с песком: делать куличики и обыгрывать их с куклами. Дети делают хорошие изгороди, размещают на огороженных местах животных (зоопарк, скотный двор и пр.), машины (автостоянка), куколок (детский сад). Дошкольники учатся делать дома, горки. Воспитатель обучает их использовать в строительстве совки, лопаты, дощечки, обращает внимание на прочность постройки.
Старшие дошкольники делают самые разные сооружения, дома различной конструкции с многими входами, гаражи для нескольких машин, дороги, ограждения, мосты. Особое внимание воспитатель обращает на использование детьми подсобного материала (дощечки, картонки, коробки, палки, камни). Специальное внимание педагог уделяет обыгрыванию построек, учит детей бережно обращаться с ними (ведь песок сыпучий, поэтому постройки непрочны), быть внимательными к соседям по игре.
В один из дней между мальчиками и девочками проводится конкурс на лучшую постройку (дети строят в разных песочницах). В жюри приглашаются ребята из другой группы. Сооружения оценивают по следующим параметрам: сюжет (что строят, для кого строят); прочность постройки (не рушится, не осыпается); включение в постройку бросового материала (дощечек, коробок и т. д.); договоренность между детьми, коллективная работа, помощь друг другу; выдумка (любые интересные моменты). По всем этим параметрам воспитатель заготавливает карточки, например синие для одной команды и красные для другой. На каждой карточке написано печатными буквами, за что эта награда (например, За интересный сюжет, За выдумку, За дружбу и т.д.). Детям дается 25—30 мин, жюри и воспитатель наблюдают за процессом строительной игры. По окончании жюри оценивает карточками результаты каждой команды, имеющей название и командира. Победителям вручается заранее подготовленный новый бросовый материал. Под общие аплодисменты они делают круг почета.
В солнечные дни воспитатель обращает внимание детей на тень от предметов — ее разную форму, размеры, привязанность к предмету. Воспитатель проводит с детьми смешные игры: Убеги от тени, Подними тень, Спрячься от тени, Отгадай, чья тень, повторяет наблюдения за перемещением тени, делает солнечные часы (как это было в сентябре, октябре).
В этом месяце дети много гуляют и могут видеть самых различных насекомых: жуков, кузнечиков, муравьев, мух, пчел, бабочек. Им, конечно, интересно наблюдать порхающий или стремительный полет, маскировочную или предостерегающую окраску и многое другое. Воспитатель поощряет самостоятельные наблюдения детей.
Первая неделя
Воспитатель по-прежнему проводит индивидуальную работу с дежурными по уголку природы: учит их уделять особое внимание болеющим растениям (пересаженным, подрезанным), учит определять и учитывать их состояние, индивидуальные потребности.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (1)
Цель. Обнаружить изменения в состоянии мать-и-мачехи (появление пушков-семян, начало отрастания листьев), сравнить с появляющимися цветами одуванчика, выявить различие и сходство растений.
Занятие. Кому нужна вода?
Программное содержание. Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода — из родника, колодца, водопровода. Самая чистая — это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха. Кислый дождь вреден всем: земле, растениям, животным и людям.
Материал. Глобус; картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; предметные раздаточные картинки (1—2 на двоих детей) с изображением сюжетов использования воды человеком; схема круговорота воды в природе (рис. 12); рассказ Что такое кислый дождь из книги Экология в картинках.
Примерный ход занятия
1-я часть. Воспитатель беседует с детьми о том, кому нужна вода. Вопросы: что мы знаем про воду? Какая она? Кому она нужна? Зачем вода растениям? Как они ее получают? Нужна ли вода животным? Где они ее берут? Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает? (Дети рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду.)2-я часть. Воспитатель, демонстрируя разные картины, рассказывает, где в природе есть вода, какая она (чистая — грязная, соленая — пресная), кто может пить речную воду, какую воду пьет человек, как вода попадает в водопровод, что такое родники и колодец. Сообщает, что чистая пресная вода — это большая ценность, ее надо беречь, а воду в водопроводе — экономить, следить за краном, чтобы он был всегда закрыт. Показывает пустыню и рассказывает, что все, кто там живет (растения, животные, люди), страдают без воды, научились ее запасать, экономить, прятаться от изнуряющей жары.
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе, объясняет, как это происходит.
3-я часть. Читает рассказ Что такое кислый дождь из книги Экология в картинках. По ходу чтения показывает на глобусе Балтийское море, Швецию. После чтения уточняет понимание рассказа детьми, задает вопросы: что такое кислый дождь? От чего он получается? Кому он вредит? Откуда берется дым в воздухе? Что надо делать, чтобы кислых дождей не было?
В разных частях занятия воспитатель может использовать стихотворения, загадки, связанные с использованием воды.
М. Пожарова Водопроводчик
— Эй, молодчик! Ты водопроводчик?
Загляни в квартиру пять:
Стало кухню заливать
С краном кухонным беда,
Через край бежит вода.
— Кран закрутим, все устроим,
Воду живо успокоим.
Е. Трутнева Цветы
У тропинки около калитки
Ждут-пождут Наташу маргаритки.
— Принеси, Наташа, нам напиться.
Хороша холодная водица!
И анютин темненький глазок
Тоже просит: Дай глотну разок!
В лейке дождь Наташа принесла.
На цветке качается пчела.
Льется дождь из лейки на цветы
Каждый просит: Дай и мне воды!
Напились, умылись, стали краше.
Хорошо им в садике Наташи!
К. Чуковский Вечная слава воде
Да здравствует мыло душистое
и полотенце пушистое,
и зубной порошок, и густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
купаться, нырять, кувыркаться
в ушате, в корыте, в лохани,
в реке, в ручейке, в океане,
и. в ванне, и в бане,
всегда и везде — вечная слава воде!
А. Прокофьев В лесу ночью
Как над заводью зеленой поднялась звезда. Пил из заводи лосенок — вкусная вода! И река волной звенела только для него, И звезда не пожалела света своего! И была лосиха рада, стоя под сосной... Вольно веяло прохладой с заводи речной.
С. Михалков Как моют город
Вот, мостовую расчищая, с пути сметая сор и пыль, стальными щетками вращая, идет смешной автомобиль.
Похож на майского жука — усы и круглые бока.
За ним среди ручьев и луж гудит, шумит машина-душ.
Прошла, как туча дождевая, блестит на солнце мостовая: двумя машинами она умыта и подметена.
Дождик теплый и густой — Это дождик не простой. Он без туч, без облаков Целый день идти готов.
(Душ.)
В последующие дни воспитатель вместе с детьми делает самодельную книгу по рассказу Что такое кислый дождь.
Экскурсия на водоем. Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей
Программное содержание. Дать детям представление о том, что река — это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др.), приспособившихся к жизни в воде. Рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде, там же растет их потомство. Водные растения могут расти только в реке (пруду), им нужно много воды.
Дать представление о том, что на берегу растут растения (травы, деревья), которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (улитки, лягушки, стрекозы, комары). Все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку.
Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.
Материал. Карточки с изображением водных обитателей, прибрежных растений; несколько банок с крышками (для воды, растений), детские ведерки для находок (камней, ракушек, песка), 1—2 рюкзака, фотоаппараты (настоящие и игрушечные).
Примерный ход экскурсии
1 -я часть. Разговор с детьми возле аквариума. Вопросы: можно ли сказать про аквариум, что это дом? Кто живет в этом доме? Есть такая поговорка Чувствовать себя как рыба в воде. Почему так говорят? Почему рыбы хорошо себя чувствуют в воде? Что им помогает жить в воде?
Далее воспитатель сообщает, что сейчас все пойдут к речке — посмотреть на ее обитателей.
2-я часть. По дороге к реке воспитатель обращает внимание детей на состояние деревьев, кустарников, просит их назвать знакомые цветущие травянистые растения, вспомнить те, которые занесены в Красную книгу. Обращает внимание на изменения, которые произошли со времени похода, на новые явления. Если есть возможность, дети рассматривают ландыш, майник двулистный. Воспитатель обращает внимание на то, что названия этих растений связаны с месяцем маем.
3-я часть. Возле реки воспитатель дает детям возможность в течение 10—12 мин осмотреться самостоятельно: найти красивые, интересные, завораживающие своей необычностью явления, предлагает их сфотографировать, поделиться впечатлениями. Напоминает об осторожном поведении, тихом разговоре, бережном обращении с растениями.
Затем собирает детей, предлагает им с берега наблюдать за рекой — обнаружить, что есть под водой, кто там живет, кто плавает, что растет. По ходу наблюдения воспитатель делает пояснения, показывает картинки с изображением рыб и других обитателей, которые водятся в реке. Педагог черпает речную воду в банку, рассматривают все вместе, решают взять с собой, чтобы сравнить ее с аквариумной и водопроводной водой. Если рядом с берегом растет элодея, воспитатель может достать пучок, чтобы дети рассмотрели ее, а затем поместить также в банку с водой.
В медленно текущей реке, пруду можно встретить очень интересное, свободно плавающее растение — пузырчатку. Если она рядом с берегом, воспитатель, расправив ее стебельки в воде, подводит под нее белый лист бумаги и вынимает растение, распластавшееся на бумаге. Пузырчатка — хищное растение; маленькими овальными пузырьками, которые во множестве сидят на тонких листьях, она захватывает мелких рачков, водоросли и переваривает их. В банке с речной водой, в которой есть планктон, этот процесс можно наблюдать. Рассказ о таком растении детям будет интересен.
Если представится возможность, дошкольникам следует показать водные растения с плавающими листьями (рдест, кувшинку, кубышку ).
На берегу необходимо обратить внимание детей на иву и ракиту, растущие по-над берегом, травянистые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист и др.), если к этому времени они вырастут. Все эти растения очень любят воду, поэтому и растут в тесном соседстве с рекой. Можно предложить поискать лягушек, а затем наблюдать за их передвижением по земле и в воде, поговорить про их земноводное существование, их приспособленность к жизни в двух средах. Интересными могут быть наблюдения за утками, которые уверенно себя чувствуют в воде, на берегу, в воздухе.
Воспитатель не должен оставить без внимания и насекомых, являющихся важным звеном водно-прибрежного сообщества, в первую очередь комара и стрекозу. Комар маленький, слабый, с тонким телом и шестью ножками, длинным хоботком, с помощью которого он питается. Обратить внимание на то, что не все комары садятся на тело, многие из них садятся на цветы и хоботком сосут их нектар — это самцы. А самки должны напиться крови, чтобы отложить в воду яйца, поэтому они досаждают людям и животным. Комара легко поймать, он является пищей для многих животных (лягушек, птиц, верхоплавающих рыб).
Совсем другое дело — стрекозы. Это хищники, хорошо приспособленные к ловле добычи на лету. Они так же, как и комары, откладывают яйца в воду, поэтому и обитают возле реки. Надо обратить внимание детей на интересные особенности строения ее тела: тонкое длинное туловище, круглая голова, четыре вытянутых крыла. У стрекозы очень большие глаза (есть и дополнительные на темени), которыми она прекрасно видит, большой рот, крепкие челюсти. Черные пятна на концах крыльев — это не украшение, а утолщения, которые помогают стрекозе хорошо летать. Стрекоза очень красива своим строением, стремительным полетом, ее трудно поймать, она сама ловит других.
После наблюдений и разговоров воспитатель проводит одну-две игры, предлагает детям поискать интересные камни, ракушки. Собираясь домой, дети убирают за собой мусор, не забывают взять банки с водой, растениями, речные камни, коряги, немного песка (для аквариума). Прощаются с речкой, природой.
Вечером того же дня дети проявляют свои фотографии — создают рисунки по впечатлениям от экскурсии. На следующий день сравнивают речную воду с водопроводной, делают вывод, что воду из реки пить нельзя.