Воспитание экологической культуры
Начинаем читать книгу Экология в картинках
Программное содержание. Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом — условия, в которых они живут, мы сбережем живые существа.
Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить детей рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.
Материалы к занятию. Книга Экология в картинках. Ход занятия
Воспитатель. Дети, название книги, которую мы начинаем читать, — Экология в картинках. Ее автор — писатель Виталий Николаевич Танасийчук. Он написал книгу специально для таких ребят, как вы, которые любят природу и хотят стать юными экологами — юными защитниками природы. Теперь мы прочтем то, что написано перед самым первым рассказом (читает пролог).
Дети, о чем же эта книга? (Ответы детей.) Что изучает наука экология? Для кого природа является домом?
Теперь послушайте первый рассказ — Удивительная прогулка (читает выразительно, с паузами).
Дети, я вам задам сейчас вопросы. Вы их внимательно послушайте, подумайте, но отвечать не надо. Я еще раз прочту рассказ, тогда вы на них сумеете хорошо ответить. Вот эти вопросы:
Где гулял автор книги?
Какое было время года?
Что с ним произошло?
Кто ему приснился?
(Пауза для осмысления вопросов или повторное их чтение.)
Слушайте еще раз рассказ (читает).
Воспитатель задает вопросы по очереди и выслушивает ответы детей. Неточные ответы поправляет чтением соответствующего текста.
— Дети, в конце рассказа автор нам задает вопрос. Он сожалеет, что в нашем лесу нет таких зверей, и спрашивает: почему их нет? Как вы думаете, почему в нашем лесу нет белых медведей, слонов, обезьян, крокодилов?
Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает правильные высказывания. На неправильные рассуждения реагирует словами: Это не совсем так, при этом не делая никаких поправок и пояснений.
— Дети, я не буду вам объяснять сейчас, мне хочется, чтобы вы сами подумали, поговорили дома с родителями. Мы про все узнаем дальше, когда будем читать следующие рассказы. Поэтому вам домашнее задание на завтра: подумайте над вопросом писателя, обсудите с родителями. Завтра на прогулке мы с вами поговорим и вы расскажете, что решили.
На следующий день воспитатель обсуждает с детьми прочитанный накануне рассказ, выслушивает их соображения, хвалит всех, кто не забыл дома поговорить с родителями, обсудить, почему в местных лесах не живут слоны, обезьяны, белые медведи и крокодилы. Затем вместе создают самодельную книгу: воспитатель печатает рассказ, дети рисуют иллюстрации, вместе оформляют обложку.
Третья неделя
Посвящается циклу ежедневных наблюдений за сезонными явлениями природы, работе с календарем природы, целевым прогулкам по участку детского сада. Данный цикл наблюдений и работа с календарем проводятся ежемесячно, поэтому приводим примерный ход наблюдений на каждый день.
Понедельник. В конце прогулки на участке воспитатель собирает детей, предлагает понаблюдать за погодой, определить ее состояние. Задает примерно следующие вопросы: какое сейчас небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (Пасмурная, если небо покрыто облаками; солнечная, если небо чистое; дождливая, если идет дождь.) Дует ли сейчас ветер? Как узнали, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (Ветреная, тихая.) Холодно сегодня или тепло? Во что одеты дети? Как можно сказать про такую погоду? (Теплая, потому что дети одеты в кофточки, или прохладная, если они в куртках.)
Наблюдения детей сопровождаются разными действиями: поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него и т. д. В конце прогулки воспитатель подводит итог: Сегодня погода (например) солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и нарисуем в календаре значками такую погоду.
В группе: воспитатель собирает детей возле страницы календаря, демонстрирует Условные обозначения, сам показывает, где и как надо закрасить квадратик понедельник, где отметить погоду, какие значки при этом использовать. Говорит: Сегодня я сама аккуратно раскрашу, нарисую значки в календаре. Вы посмотрите, как это надо делать. Говорите мне, какая сегодня была погода, какие значки надо рисовать. (Дети называют.) Завтра вы сами будете рисовать, а я буду вам помогать.
Вторник. В начале прогулки на участке воспитатель, собрав детей, говорит: Мы вчера с вами наблюдали за погодой, говорили про нее, рисовали значками в календаре. Сегодня мы опять будем наблюдать за погодой. Какая сегодня погода? Как про нее можно сказать? (Ответы детей.) Какое небо? Что на нем есть? (Ответы детей.) Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? (Ответы детей.) Сегодня холоднее или теплее, чем вчера? (Ответы детей.) Во что мы одеты? (Ответы детей.) Как в целом можно сказать про погоду сегодня? (Например, пасмурная, тихая, прохладная.)
Чтобы разнообразить наблюдения, воспитатель продумывает заранее игровые элементы, например ленточки, флажки для определения ветра, трубочки (подзорные трубы) для поиска солнца на небе. В конце наблюдения детям дается установка — запомнить, какая была погода, чтобы в группе после прогулки правильно отметить ее в календаре.
В группе: дети под руководством воспитателя закрашивают вторник, рисуют значки погоды. Педагог оказывает им помощь в рисовании.
Среда. Воспитатель, собрав детей, напоминает, как наблюдали за погодой в предыдущие дни: сначала рассматривали небо, затем определяли ветер, потом уточняли, тепло или прохладно и как все одеты. Предлагает дошкольникам самим без вопросов рассказать о погоде, выслушивает всех, уточняет реплики, высказывания детей, хвалит за наблюдательность, за хорошие словесные определения. Учит искать разнообразные признаки ветра (колышется белье на веревке, чуть шелестят листья на деревьях, слегка лохматятся волосы и др.), учит отыскивать признаки прошедшего дождя, если такие есть: мокрые крыши, лужи, темные стволы деревьев, блестящие листья и др.
Воспитатель. Дети, сегодня мы рассмотрим молодую березку 1 на нашем участке. Интересно, как она выглядит в сентябре — в начале осени? (Подходит к дереву.) Посмотрите, березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней листья? (Ответы детей.) Каких листьев больше: зеленых или желтых? (Ответы детей.) Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? (Ответы детей.) Где листьев больше: на дереве или под ним? (Ответы детей.)
Воспитатель стимулирует ответы детей, подводит итог — описывает березку и уточняет, что такая она в первый месяц осени. Сообщает, что завтра будем рисовать березку для календаря.
В группе: все собираются возле календаря, дети по желанию закрашивают среду, рисуют значки погоды. Воспитатель по мере надобности помогает им.
Четверг. В начале прогулки воспитатель дает детям установку — самостоятельно понаблюдать за погодой, а в конце рассказать о ней. Предлагает для игры самодельную ветряную вертушку. Перед окончанием прогулки просит их рассказать о погоде, следит за правильностью и разнообразием ответов. Подводит детей к березе, предлагает им еще раз полюбоваться, рассмотреть ее получше, чтобы в группе сделать рисунки для календаря.
Затем воспитатель предлагает детям обойти участок своей группы: рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники, обнаружить на них признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветьем листьев; выбрать один из кустов для рисования в календаре и рассмотреть его. п одробнее; рассмотреть покров земли и отметить, что трава еще зеленая, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного).
После осмотра участка воспитатель обсуждает с детьми следующие вопросы: много ли на участке зелени, цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?
В разговоре воспитатель подводит детей к мысли, что их участок — это дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла. Сейчас началась осень укорачивается день, становится холоднее, поэтому все растения готовятся к зиме.
Воспитатель уточняет: участок является домом и для детей на то время, когда они на нем гуляют. Поэтому об участке надо заботиться, чтобы он был чистым, красивым, зеленым: в такой обстановке детям приятно и полезно для здоровья гулять.
В группе: дети отмечают день недели, погоду, желающие ри суют на специальной бумаге по трафарету ствол и главные ветки березы, рисуют листья, правильно передавая соотношение желтых и зеленых листьев на дереве, на земле. Рядом изображают куст. Правильно передают на рисунке покров земли (траву, опавшие листья, лужи, цветы). На вечерней прогулке дети вместе с воспитателем сравнивают рисунки дерева березы и куста с натурой, выбирают то изображение, в котором лучше переданы их признаки. Его и помещают в календарь.
Пятница. Воспитатель поручает 4—5 детям наблюдать за погодой, со всеми обходит всю территорию детского сада. Дети называют деревья, кустарники, травы, которые растут на других участках, отмечают красивые уголки, пейзажи, любуются ими. Воспитатель еще раз подчеркивает мысль, что территория детского сада — это дом для зеленых насаждений и для детей, которые много часов гуляют здесь. Затем все наблюдают за животными участка (отыскивают насекомых, обращают внимание на птиц).
В группе: воспитатель просит детей рассказать о наблюдениях за погодой, проверяет, насколько они ответственно отнеслись к поручению. Все дети следят за правильностью заполнения календаря, дополняют рисунок галочками птиц, значками насекомых.
Вечером воспитатель дает детям домашнее задание на выходные дни: наблюдать за погодой и зарисовать ее значками на бумаге, принести зарисовки в понедельник в детский сад.
Понедельник. Воспитатель выясняет у детей, как они выполнили домашнее задание, хвалит тех, кто не забыл про него. Все вместе отмечают в календаре погоду за выходные дни. Рассматривают заполненную страницу сентябрьского календаря, обсуждают результаты наблюдений, рисунки, подводят итоги. Воспитатель сообщает, что такая же неделя будет в следующем месяце — октябре. Вот тогда посмотрим, какими будут береза, куст, погода, что на земле будет, какие останутся животные, — заключает он!
Заполненную страницу календаря и страницу Условные обозначения воспитатель убирает.
Во время прогулок педагог обращает внимание ребят на явление свет—тень, на большую разницу между солнечными и теневыми местами. Предлагает детям с закрытыми глазами постоять в тени, а потом на солнце, почувствовать разницу, сказать о своих ощущениях. С дошкольниками воспитатель обсуждает эти ощущения как условия жизни растений. Предлагает им превратиться в подорожник, одуванчик, крапиву, клевер и сказать, что они испытывают в образе растений на солнце и в тени, где им лучше расти (т. е. долго стоять на одном месте). Выясняет, как солнце, если его слишком много, утомляет, а тень, если в ней длительно находиться, дает излишнюю прохладу. Все предметы, растения выглядят по-разному на солнце и в тени. Взрослый просит ребят полюбоваться окружением и сказать, что красиво выглядит на солнце, а что — в тени.
По ситуации воспитатель читает (но может и разучить с детьми наизусть) следующие стихотворения:
Солнечный денек
Солнечный пригожий В ыдался денек, На травинке каждой Пляшет огонек.
Кто поймает первый Бабочку в саду? Рыбку кто увидит В солнечном пруду?
Одуванчик желтый Кто в траве найдет? Кто сегодня песню Новую споет?
Тень
Хорошо в жаркий день В стретить тетушку Тень! Под зеленой листвой П овстречались с тобой.
Мы плясали в тени, Мы смеялись в тени. Хорошо в жаркий день В стретить тетушку Тень!
В один из солнечных дней воспитатель обращает внимание ре-Пят на тень человека: ее размеры, форму, как она ходит и бегает за каждым, двигается, исчезает в местах, куда не проникает солнечный свет. С детьми подготовительной группы воспитатель следит за перемещением тени (т. е. за движением солнца): прочерчивает тень (или метит ее любым другим способом) от птичьего столба или какой-либо стойки, отдельно стоящего дерева. Делают это три раза за утреннюю прогулку и на вечерней прогулке. Взрослый обращает внимание на то, что тень перемещается. В следующий солнечный день прослеживают это явление на другом объекте: например, тень от грибка, от скульптуры, от стойки качелей. Можно организовать рисование на асфальте или песке (на открытом солнечном месте): воспитатель рисует круг диаметром 20—25 см, в него спиной к солнцу встает ребенок с выразительным контуром, дети обрисовывают его тень, воспитатель помечает время (например, 10 часов утра). В 11 часов этот же ребенок снова встает в круг спиной к солнцу, а дети рисуют его по контуру тени, воспитатель обозначает время. В полдень все повторяется еще раз. Воспитатель просит ребят сказать, что меняется каждый раз (место тени и ее длина), просит попытаться объяснить, почему это происходит. Вечером опыт с рисованием тени ребенка можно продолжить — дети увидят, что тень каждый раз на новом месте. Если рисование выполнено мелом на асфальте, наблюдения могут длиться несколько дней. В итоге будут созданы солнечные часы, а дети убедятся, что каждый день в одно и то же время тень находится на одном и том же месте. Воспитатель поясняет, почему это происходит: солнце перемещается по небу, утром восходит с восточной стороны, а вечером заходит на западе.
Во время наблюдений воспитатель загадывает детям загадки:
Хоть весь день Г оняйся за ней — Не поймаешь.
(Тень.)
От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Р ядом с нами бродит... (тень)
Что с земли не подымешь? (Тень.)
На этой же неделе воспитатель начинает обращать внимание ребят на долготу дня: спрашивает у них, светло или темно на улице, когда они идут в детский сад и когда возвращаются домой, просит их запомнить это состояние в первый месяц осени. Говорит, что день еще достаточно длинный, но он все время уменьшается, только это не очень заметно, и нужно будет наблюдать за этим же явлением через месяц (в третью неделю октября) посмотреть, что произойдет.
Четвертая неделя
Воспитатель поддерживает любую инициативу дете й- в играх в песок в наблюдениях солнца, тени, в разговорах об этих явлениях. Если будут солнечные дни, воспитатель обращает внимание ребят на солнце и тень в группе: в каких окнах солнце появляется утром (восточная сторона), в каких - днем (южная сторона), а в каких — вечером (западная сторона). Дети могут наблюдать за тенью от рамы окна, ее перемещением в пространстве (на подоконнике, на полу).