Воспитание экологической культуры
Вторая неделя в мае
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (2)
Цель. Показать массовое цветение одуванчиков, красоту маленьких солнышек среди моря зеленой травы. Сравнить места цветения одуванчиков с куртинами мать-и-мачехи, установить разницу стадий в развитии растений. Рассмотреть пушистые семена мать-и-мачехи, наблюдать, как они летают от дуновения ветра.
Занятие. Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером
Программное содержание. Уточнить представления детей: 1) о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; 2) об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей (воспитателей и детей). Упражнять детей устанавливать цепочки питания, делать сравнения естественного и искусственного водоемов.
Материал. Игрушечные рыбки, фланелеграф, набор карточек с изображением обитателей водно-приобрежной зоны, стрелок.
Примерный ход занятия 1-я часть. Дети садятся перед аквариумом, воспитатель сообщает, что пришли необычные гости — красивые рыбки (ставит игрушки на видное место). Они решили поселиться в воде, как и другие рыбы, но не знают, где лучше: в реке или аквариуме. Пришли к ребятам спросить совета. Воспитатель просит детей рассказать рыбкам о том, как они ходили на экскурсию к реке, что видели в воде, на берегу. Затем предлагает каждому взять с подноса по одной картинке (рис. 13—15), рассмотреть ее. (Картинку с изображением человека оставляет себе). Делит тесьмой фланелеграф пополам (слева направо), показывает: верх (над тесьмой) — это берег, низ (под тесьмой) — это водоем. Предлагает детям по очереди сказать, что изображено на картинке, и разместить ее на фланелеграфе в соответствии с местом обитания растения или животного.
Затем, демонстрируя фланелеграф рыбкам, воспитатель уточняет: не случайно столько разных растений и животных живут рядом, они все нуждаются в воде, зависят друг от друга. Предлагает детям расставить стрелочки, показывающие, кто кому нужен, кто кем питается. Дети расставляют стрелки, воспитатель уточняет, почему они делают такие связи. Сам добавляет стрелки, если установлены не все зависимости. Например, комарам нужна вода, прибрежные цветы, а сами они нужны стрекозам, птицам, лягушкам, верхоплавкам. Рассматривая общую картину на фланелеграфе, воспитатель подчеркивает, что жизнь на берегу и в реке сложная, все, кто там живет, нужны друг другу. Поэтому нельзя сказать, кто вредный, а кто полезный, все зависят друг от друга.
Затем воспитатель выставляет на фланелеграф картинку с изображением человека, предлагает ребятам подумать, нужен ли он кому-то в этом сообществе. Уточняет, как люди должны вести себя, чтобы не разрушить сложившуюся жизнь обитателей реки и берега. Подводит детей к выводу: человек не нужен этому сообществу (самки комара добудут кровь, кусая разных животных), а вот человеку природа возле реки просто необходима: он купается, загорает, отдыхает, наслаждается красотой, ловит рыбу, плавает на лодке. Поэтому реку и берег надо сохранять, не загрязнять их.
2-я часть. Игра-соревнование Чем аквариум отличается от речки и чем они похожи. Воспитатель делит детей на две команды, предлагает сначала назвать признаки отличия, затем сходства. Четко соблюдает правила: каждая команда дает один ответ, если он правильный, команда получает награду (очко). Игрушечные рыбки болеют за свои команды, радуются за победителя.
3-я часть. Воспитатель предлагает детям дать совет гостям — ответить рыбкам на их вопрос, где им лучше поселиться. Выслушав ребят без комментариев и критики, обращается к игрушкам со словами: Вам, дорогие рыбки, не следует селиться ни в аквариуме, ни в реке. Ведь вы не живые, а игрушечные, сделаны из резины, пластмассы. Ведь вы — предметы, ваше место на полке в детском саду, там вы прекрасно можете обитать среди друзей-игрушек. Ребята вас накормят, напоят, покатают, сделают для вас игрушечный пруд. И в реке, и в аквариуме вы не нужны, вы только их замусорите. Воспитатель отдает игрушки детям, занятие кончается.
Комплексное занятие. Море бывает в беде
Программное содержание. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.
Материал. Глобус; репродукции картин И. К. Айвазовского и других художников (море в разных состояниях); предметы морского происхождения (ракушки, камни, панцири крабов и пр.); картины, фотографии (вырезки из журналов) с изображением морских животных; рассказы Нефть в море, От чего погибли киты из книги Экология в картинках; принадлежности для рисования.
Примерный ход занятия
1 -я часть. Воспитатель показывает на глобусе моря и океаны, подчеркивает, что на планете Земля больше воды, чем суши. Просит детей, которые бывали на море, рассказать о нем. Затем рассказывает сам: Море — это громадное водное пространство. Если на катере отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Можно долго плыть (и день, и два) — все равно будет вода, вода. Такое море большое, а океан еще больше!
Море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красиво! Сине-зеленого цвета — такая в нем вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда ни посмотришь — всюду по сине-зеленому полю бегут белые волны-барашки.
Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море выглядит сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. Если кто-то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает), а выйти сам на берег он не сможет — волны снова и снова бросают его в море.
И уже совсем опасным и страшным бывает море во время шторма — сильного ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди, коляски с детьми — все окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма. Закроем глаза и послушаем шум. м оря. (Воспитатель включает магнитную запись.)
2-я часть. Осмотр выставки. Воспитатель говорит, что из художников море особенно любил Иван Константинович Айвазовский. Он написал много картин, море на них как живое: то спокойное, то бушующее. Вместе смотрят репродукции, затем картины с изображением морских обитателей, предметы морского происхождения..
3-я часть. Воспитатель сообщает, что многие моря сейчас находятся в опасности — люди их сильно загрязнили. Показывает на глобусе Балтийское, Черное, Северное, Белое и другие моря, которые омывают Россию. Часто случаются аварии — в море выливается нефть. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки, пакеты — все, что им не нужно. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут. Читает рассказ Нефть в море, затем Отчего погибли киты. Вопросами уточняет понимание содержания.
4-я часть. Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам.
Вечером и на следующий день дети доделывают рисунки, помогают воспитателю сделать самодельные книжки.