Воспитание экологической культуры
Третья неделя в мае
На этой неделе, как и во все предыдущие месяцы, идет ежедневное наблюдение за погодой и продолжается работа с Календарем сезонных явлений. Учитывая, что это последний месяц учебного года и многие дети подготовительной группы совсем уходят из детского сада, наблюдения можно использовать в диагностических целях. Воспитатель, выводя детей на прогулку, напоминает им о наблюдениях за природными явлениями. При этом отмечает характер их общения с растениями, насекомыми, самостоятельные наблюдения, записывает вопросы, рассказы дошкольников. В группе обращает внимание на степень активности и самостоятельности в работе с календарем. Такая диагностика не исключает использования специальных заданий, вопросников, которые предъявлялись детям в начале года.
В конце недели проводится комплексное занятие, посвященное весне, по той же схеме, что и занятия, посвященные осени и зиме: уточнение признаков весны по календарю сменяется посещением выставки картин, чтением стихотворений. В заключение осуществляется самостоятельная художественная деятельность детей — индивидуально и коллективно они рисуют весну.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (3)
Цель. Сравнить листья растений по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать-и-мачехи продолжают расти и увеличиваться. Рассмотреть их нижнюю и верхнюю поверхности, выявить различия, предложить детям объяснить название растения (мать — теплая и мягкая сторона листа, мачеха — холодная и гладкая его сторона). Дать детям задание для самостоятельного наблюдения: выяснить, как спят цветы одуванчика, когда ложатся спать и когда просыпаются.
Четвертая неделя в мае
Продолжается диагностика уровня экологической воспитанности детей, выявление степени сформированности осознанно-правильного отношения к природе.
Наблюдение за мать-и-мачехой и одуванчиком (4)
Цель. Познакомить детей с тем, что оба растения — лекарственные, полезные травы. Крупные листья мать-и-мачехи собирают, сушат, затем заваривают, как чай, и пьют при кашле. У одуванчика в лечебных целях используют корневища, молодые листья иногда употребляют в салат. Одуванчиков очень много, потому что их семена имеют парашютики, летают по воздуху и легко прорастают в любой земле. Одуванчики служат пищей многим животным: цветы, листья охотно едят кролики, морские свинки и др., семена клюют птицы. Семена можно заготовить для зимней подкормки птиц, если собрать их с закрытых одуванчиков, на которых желтые лепестки уже увяли, а пушистый шарик парашютиков еще не раскрылся.
Во время наблюдения дети собирают букеты листьев мать-и-мачехи для высушивания (если участок расположен на экологически чистой территории), заготавливают семена одуванчиков, наблюдают полет парашютиков.
На этой неделе с дошкольниками целесообразно провести заключительное собеседование: рассмотреть книжки-самоделки, созданные воспитателем и детьми по рассказам из книги Экология в картинках, вспомнить их содержание, поделиться впечатлениями о рисунках-иллюстрациях. В таком разговоре надо использовать и Панораму добрых дел — еще раз поговорить с детьми обо всем хорошем, что они сделали в течение года. Задушевная беседа поможет детям сохранить сложившуюся традицию хорошего отношения к природе и продолжить ее в школе. В такой беседе вполне может участвовать добрая фея.
В летнее время (особенно в июне, когда детей в группе еще много) воспитатель проводит во время прогулок игры с водой, песком, солнечными лучами, проводит разные опыты, наблюдения: выносит на улицу лупы (дети рассматривают капли воды, их испарение на солнце, песчинки, комочки земли, глины), зеркала небольшого размера (например, старые мамины пудреницы), показывает детям, как наводить зайчиков. В разговоре с дошкольниками воспитатель поясняет: солнечный свет распространяется прямыми лучами, зайчик — это луч солнца, отраженный в зеркале. Чтобы попасть лучом в нужное место, надо специально его наводить. Педагог проводит игры Найди лучом... (окно, игрушку, дерево и т. д.), Нарисуй зайчиком круг, треугольник, квадрат. Спрашивает у ребят, можно ли так играть в пасмурную погоду.
Воспитель выносит на улицу камни, дети собирают их в разных местах, все вместе рассматривают, выкладывают из них фигуры на влажном и ровном песке. Также проводится конкурс Рисунок на асфальте (две команды рисуют мелом и углем).