Воспитание экологической культуры
Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях
Программное содержание. Дать детям представление о том, что лягушки — это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле, так и в воде У них короткое компактное тело обтекаемой формы, голая, покрытая слизью кожа, длинные складывающиеся задние ноги, между пальцами которых есть перепонки, короткие передние ноги. Такое строение позволяет им легко плавать в воде, а по земле передвигаться прыжками. На голове у лягушки выпуклые глаза, ноздри большой рот, в котором длинный липкий язык. Уши прикрыты барабанными перепонками, они незаметны. У лягушки маскировочная окраска кожи: на земле, в траве ее совсем не видно, если она затаилась. Лягушки питаются мошками, комарами: из воды или из травы они следят за их полетом, а потом выстреливают языком. Их можно встретить в теплое время года. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.
Методические рекомендации Вариант 1. Целевая прогулка к пруду (болоту) Перед прогулкой воспитатель сообщает цель: найти места где обитают лягушки, познакомиться с их образом жизни. По дороге воспитатель разговаривает с детьми о том, где они видели лягушек; выясняет, что они знают об этих животных, не считают ли их вредными. Возле пруда (болота) обращает внимание на сырость: влажную почву, обилие влаголюбивых растений, мошкары П редлагает детям поискать лягушек, поясняет, что их можно обнаружить на земле и в воде. Однако заметить их бывает трудно если они затаились, - у них маскировочная окраска. Их хорошо видно, когда они плывут или скачут. Детям дается задание без шума поискать лягушек, понаблюдать за тем, что они делают. Пойманную лягушку сажают в банку и рассматривают П ри этом воспитатель может задать примерно следующие вопросы: какая лягушка (по размеру)? Какая у нее кожа (на ощупь, по окраске)? Что у нее на голове? Сколько у лягушки ног? Чем различаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост?
Рассмотрев все внешние особенности лягушки, воспитатель предлагает выпустить ее на землю. Наблюдает вместе с детьми, как она скачет; обсуждает, почему она может делать такие большие прыжки, когда ее хорошо видно и когда она совсем незаметна. Затем выпускают ее в воду и наблюдают за передвижением в воде. Воспитатель задает примерно следующие вопросы: легко ли плавает лягушка? Какие особенности ее тела помогают ей плавать в воде? Зачем у нее перепонки на пальцах? Почему глаза у нее выпуклые и расположены вверху головы? После наблюдения воспитатель рассказывает детям, как лягушка липким длинным языком ловит комаров, мошек. Сообщает, что лягушки очень полезны — их надо оберегать. Обсуждает с детьми, что лягушки беззащитны, их спасают только маскировочная окраска и умение хорошо прыгать и плавать. Рассказывает о том, как трудно содержать их в уголке природы, поэтому уносить из мест обитания их не следует.
На следующий день вместе с воспитателем дети рассматривают картины с лягушками из учебно-наглядного пособия Картины из жизни диких животных.
Вариант 2. Беседа с детьми по картинам 25, 26 учебно-наглядного пособия Картины из жизни диких животных. Этот вариант ознакомления с жизнью лягушек используется тогда, когда детский сад (городского типа) удален от естественных природных условий и дети не могут совершать целевую прогулку в места обитания лягушек. В таком, случае ознакомление с образом жизни этих животных лучше осуществлять в хронологическом порядке: от весны (картина 26) к лету (картина 25) и к осенне-зимнему периоду (рассказ Где зимуют лягушки?).
Примерный ход беседы
Воспитатель демонстрирует картину 26 Лягушки весной, задает вопросы: что изображено на картине? Каких животных вы видите в воде? Покажите взрослых лягушек, расскажите о них по вопросам: какие они? Что делают? Где обитают лягушки (посмотрите на картину и расскажите про место, где живут лягушки)? Кто это (показывает головастиков)? Чем головастики отличаются от лягушек? Откуда взялись головастики? Что с ними будет через некоторое время? Расскажите, как появляются лягушки, как они растут и становятся взрослыми. В какое время года это происходит (какое время года изображено на картине)?
В ходе беседы после ответов детей воспитатель делает пояснения. При этом обращает их внимание на следующие моменты-лягушки живут в сырых местах — возле пруда, озера, болота они хорошо приспособлены (внешним строением и поведением) к жизни в таких местах. Могут находиться как в воде, так и на суше; откладывают икру, из которой выводятся головастики Э то происходит в воде.
Демонстрируется картина 25. Вопросы: какое время года изображено на картине? Что стало с теми головастиками которые плавали в пруду ранней весной? Посмотрите внимательно на картину и ответьте: сколько на ней изображено лягушек? Что они делают? Что делает эта лягушка (показывает прыгающую )? Почему она может хорошо прыгать? Что она будет делать в воде? Что помогает лягушкам хорошо плавать? Чем питаются лягушки? Рассмотрите лягушку, которая ловит мошек, и ответьте как она это делает, что ей помогает? Кто питается лягушками? Есть ли у них враги? Как лягушки от них спасаются (что им помогает)? Что будет с лягушками осенью и зимой, когда наступят холода?
Воспитатель делает пояснения в тех случаях, когда дети затрудняются ответить на вопросы, объясняет механизм ловли насекомых, значение маскировки, затаивания. На последний вопрос дает возможность высказаться всем детям, выслушивает их предположения, но сам не рассказывает о зимовке лягушек: На следующем занятии мы с вами прочтем рассказ из книги Экология в картинках и узнаем, что происходит с лягушками в зимнее время.