Воспитание экологической культуры
Где зимуют лягушки?
Программное содержание. Закрепить представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных условиях.
Материал. Картины 25, 26 (из вышеуказанного пособия) книга Экология в картинках (рассказ Где зимуют лягушки?) игрушечная лягушка, кукольный стул для нее.
Примерный ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что на занятие пришел гость — показывает симпатичную игрушку — лягушку. Рассказывает, что лягушонок Кваква узнал, что ребята нашей группы много знают о настоящих живых лягушках, интересуются их жизнью и бережно относятся к этим маленьким беззащитным животным. Воспитатель говорит: Сегодня утром я обнаружила его в раздевалке он проквакал мне, что прискакал из соседнего детского сада там он живет на полке в шкафу, рядом с другими игрушками. Попросился к вам. Я и решила: пусть побудет на нашем занятии, а вы ему расскажете все, что знаете о лягушках, покажете ему картины; он послушает чтение книги, а потом поиграет с вами.
Воспитатель выставляет картины 25, 26, в руках держит лягушонка и обращается к нему: Кваква, смотри — вот картины. Н a них нарисованы лягушки, которые живут в природе. Ребята тебе сейчас все расскажут. Тот, кто будет рассказывать, будет брать лягушонка в руки.
Дети, сначала расскажите Квакве, в каких местах обитают лягушки. Говорить надо подробно, ясно, чтобы ему было интересно. Имейте в виду — он ведь игрушечный, нигде не был, жил все время в шкафу, ребята его кормили из кукольной посуды, он совсем ничего не знает. Далее воспитатель предлагает детям рассказать о том, что лягушки едят в природе, как передвигаются, как охотятся на мошек, кто на них охотится.
Дети рассказывают, а воспитатель поясняет, что некоторые люди считают лягушек вредными, неприятными. Это неправильно: лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают много комаров, мошкары, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать.
Затем ребята рассказывают, как появляются из икры головастики, которые потом становятся лягушатами и взрослыми лягушками. Воспитатель говорит: Кваква, дети тебе хорошо рассказали о том, как живые лягушки живут в природе. Все это происходит в теплое время года: весной, летом, в начале осени. А вот что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Ребята хотят про это узнать. Мы сейчас прочитаем третий рассказ из книги Экология в картинках — Где зимуют лягушки?.
Воспитатель сажает лягушонка на кукольный стул, предлагает ему внимательно слушать. Читает рассказ медленно, выразительно. Затем задает детям вопросы: как зимуют лягушки? Почему они не могут жить зимой на земле?
Далее педагог говорит: Лягушонок, ты теперь знаешь много: услышал рассказы детей, чтение книги, увидел картины. Дети тоже много знают и понимают, почему к живым лягушкам надо бережно относиться. Иди поиграй с ними. Дети, через некоторое время у нас будет еще одно занятие про лягушек. Вы узнаете, что в болоте живут не только лягушки, но и другие живые существа, и они все нужны друг другу.
На следующий день воспитатель печатает рассказ, просит детей нарисовать иллюстрации к нему, все вместе изготавливают книгу.
В конце недели детям предлагается домашнее задание: в выходные дни, выезжая с родителями в лес (например, за грибами), поискать лягушек, обратить внимание на их окраску, посмотреть, как они скачут по земле, среди каких растений встретились, есть ли в этом месте водоем.