Воспитание экологической культуры
Работа с детьми в октябре первая неделя
Воспитатель предлагает детям собрать коллекцию камней, просит их принести любые камни (речные, морские). Все вместе рассматривают камни: сравнивают по форме, размеру, цвету, округлости, гладкости, тяжести. Вместе придумывают сказку, например Как камень из моря в детский сад попал или Что рассказал речной камень рыбкам в аквариуме. (Воспитатель заранее сам придумывает несложный сюжет сказки, включает в нее предложения и высказывания ребят.) Воспитатель просит детей придумать игру с камнями, проводит занятие на тему Простые и ценные камни в природе.
Программное содержание. Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умения обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий красивый и др.). Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, реках и морях, поэтому их называют речными и морскими. Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Дать детям первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшения построек, изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать детям изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты и пр.).
Материал. Набор морских и речных камней (раздаточный материал); куски мрамора и гранита (желательно); иллюстрации с изображением зданий, мостов, станций метро, памятников, на которых хорошо видны мраморные и гранитные детали; несколько сувениров или женских украшений из драгоценных или полудрагоценных камней; кусок дерева, гвозди, молоток, большая банка с водой.
Примерный ход занятия
1-я часть. Каждый ребенок рассматривает камни, сравнивает их. Воспитатель просит детей то погладить, то сжать, то взвесить в руке камни, задает вопросы, предлагает подыскать правильные и разные слова для определения свойств. Затем воспитатель демонстрирует опыты с камнями: опускает в банку с водой — дети наблюдают, как они падают на дно; пытается забить гвоздь в камень — показывает, как гвоздь согнулся (камень тверже дерева, железа).
2-я часть. Дети рассматривают мини-выставку открыток и иллюстраций с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита. Воспитатель обращает внимание на их красоту, поназывает эти камни, рассказывает, как они ценны для строительства.
3-я часть. Воспитатель показывает сувениры, женские украшения, говорит о красоте камней, их специальной обработке. Дает детям задание рассмотреть дома вместе с мамой ее украшения, художественные изделия из камней, выяснить, как они называются, полюбоваться ими, поинтересоваться, как их изготовили. (На следующий день во время прогулки воспитатель обсуждает с ребятами их впечатления.)
Перед выходными днями воспитатель предлагает родителям сводить детей на выставку, в художественный салон, в магазин сувениров и показать им изделия из камней, назвать некоторые из них (малахит, яшма, лазурит и др.). Просит их показать детям на улице гранитные и мраморные детали в архитектурных сооружениях, какой-либо памятник из гранита.