Воспитание экологической культуры
Обитатели нашего уголка природы
Программное содержание. Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные — живые существа. У них есть потребности в определенных условиях: для растений это тепло, свет, вода, питательная почва; для животных — их пища, вода, место, где они строят гнездо, едят, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и размножаются. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатель, дети), они заботятся о них, ухаживают. В свою очередь, и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям подумать над вопросом, кто живет в группе, для кого помещение детского сада является домом. После ответов сообщает, что, кроме детей и взрослых, в группе живут и другие живые существа. Предлагает осмотреть группу и назвать их. Все обходят помещение, называют растения, которые стоят на окнах, шкафах, в других местах, называют животных — обитателей уголка природы.
Затем проводится игра-соревнование. Дети делятся на две команды, которые по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Выигрывает команда, набравшая больше фишек.
Первый вопрос: Почему обитатель нашего уголка... (называется конкретное животное) — живое существо? По каким признакам его можно считать живым?
Дети отвечают строго по очереди: из каждой команды один ответ. Воспитатель следит за очередностью, оценивает правильность ответов, не допускает повторов, награждает фишками. Дети могут назвать следующие признаки: особенности строения животного (имеет глаза, хвост и т. д.), специфику поведения (двигается, ест, летает, кусается и т. д.), потребность в определенных условиях (нужна еда, вода и пр.), способность к продолжению рода (откладывает яйца, заботится о детенышах и пр.).
Второй вопрос: Почему комнатные растения, которые есть в нашем помещении, — это тоже живые существа? По каким признакам их можно считать живыми? Дети также по очереди отвечают. Могут быть названы признаки строения (имеют корни, цветы, зеленые листья и пр.), размножения, потребности в определенных условиях (их надо поливать, рыхлить и пр.). Воспитатель следит за ответами, награждает команды фишками.
Третий вопрос: Чем растения отличаются от животных? — и четвертый: Чем растения похожи на животных? — обсуждаются так же, как и предыдущие. Все вместе подсчитывают фишки каждой команды, подводят итог, определяют команду-победителя, которая делает круг почета под общие хлопки в ладоши.
В заключительной части занятия воспитатель обсуждает с детьми организацию дежурства в зоне природы, делая акцент на то, что работа в уголке природы — это создание хороших условий для животных и зеленых друзей, жизнь которых целиком зависит от людей. Воспитатель, уточняя особенности трудовых действий, поясняет, что начинать и заканчивать уборку следует с наблюдения. Сначала надо посмотреть, как себя чувствует пернатый или зеленый дружок, здоров ли он, чего ему не хватает, чего ему вполне достаточно, затем определить, что для него надо сделать. В конце уборки не следует спешить уходить из уголка, надо посмотреть, как будет вести себя попугай (или другое животное), когда в клетке у него порядок, чистота, свежие корм и вода.
Воспитатель подчеркивает ту мысль, что создание хороших условий для братьев меньших есть создание комфорта, уюта и для себя: в группе с красивыми, цветущими растениями, весело щебечущей птицей приятно играть, делать любые дела.
В последующие дни и недели воспитатель обучает трудовым навыкам детей в индивидуальном порядке во время их дежурства в уголке природы.
Цикл наблюдений за аквариумными рыбами
(начинается на этой неделе, в последующие продолжается)
Наблюдение 1. Кто живет в нашем аквариуме?
Цель. Определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растения), их названия; отметить общую красоту, привлекательность аквариума.
Наблюдение 2. Что есть в аквариуме и кому это надо?
Цель. Уточнить условия жизни обитателей аквариума, который является домом для рыб. В нем есть много воды комнатной температуры, грунт, в котором растут растения, много света. В этих условиях рыбы и все другие обитатели хорошо себя чувствуют.
Наблюдение 3. Что и как едят рыбы?
Цель. Уточнить, что является кормом для рыб, как часто и в каком количестве его надо давать. Разные рыбы едят корм по-разному: одни берут его с поверхности воды, другие собирают со дна, некоторые ловят в толще воды.