Физическое воспитание
Единство общей и специальной подготовки спортсмена
Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего повышения функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических и духовных способностей. В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований (Г. В. Васильев, А. Н. Крестовников, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, Н. Н. Яковлев и др.).
Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя основными причинами. Во-первых, единством организма — взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений в развитии физических качеств, всегда действует и общая закономерность: предельное развитие какого-либо качества возможно лишь в условиях общего повышения функциональных возможностей организма. Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом (конечно, в определенных границах, зависящих от особенностей избранного вида спорта), тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее. Новые формы движений возникают на основе сложившихся ранее и включают в себя те или иные их элементы. Еще более важно, что в результате преодоления трудностей, возникающих в процессе освоения разнообразных двигательных координации, развивается способность к дальнейшему совершенствованию в двигательной деятельности — тренируемость .
Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, следовательно, чтобы тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию спортсмена. В соответствии с этим в спортивной тренировке нераздельно сочетаются общая и специальная его подготовка. Чрезвычайно существенно, что органическое сочетание общей и специальной подготовки отвечает не только закономерностям спортивного совершенствования, но и общим закономерностям советской системы воспитания, где все подчинено интересам всестороннего развития человека. Требование единства общей и специальной подготовки нужно рассматривать как важнейший принцип советской школы спорта, конкретно преломляющий к спортивной тренировке общий принцип всестороннего развития личности.
Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется, как было уже показано, с учетом особенностей избранного для специализации вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.
Единство общей и специальной подготовки нужно понимать диалектически — как единство противоречивое. Далеко не всякое соотношение этих сторон в тренировке будет идти на пользу делу. В каждом конкретном случае существует определенное соотношение, нарушение которого может задерживать ход спортивного совершенствования. Эта мера зависит от особенностей избранного вида спорта и ряда других условий. Так, для различных периодов круглогодичной тренировки (подготовительного, соревновательного и переходного) характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки (рис. 2).
В практике встречается как чрезмерное уменьшение удельного веса общей подготовки, так и — что бывает реже — чрезмерное увеличение его на отдельных этапах тренировочного процесса. Дело осложняется тем, что оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных этапах спортивного совершенствования. Сейчас в принципе выявлена основная тенденция этих изменений, хотя проблема решена еще не полностью. Как она решается, будет показано в связи с характеристикой структуры круглогодичной и многолетней тренировки.