Физическое воспитание
Единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам
Повышение функциональных возможностей организма, как уже неоднократно подчеркивалось, закономерно зависит от величины функциональных нагрузок. В процессе занятий спортом эта зависимость проявляется в наиболее полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и требования к технической, тактической и психической подготовленности спортсмена, что выражается в последовательном выполнении им таких заданий, которые мобилизуют его на освоение все более сложных и совершенных навыков, умений, на все более высокие проявления физических и душевных сил.
Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время с тенденцией к предельно возможным . Физиологический смысл такой тенденции впервые. сформулировал с научных позиций применительно к спортивной тренировке А. Н. Крестовников (1938 Г.), выразив это в «принципе максимальных нагрузок». В дальнейшем было накоплено множество фактов эмпирического и научного характера, показавших, что нагрузки, близкие к пределу функциональных возможностей организма, могут вызывать в нем при известных условиях наиболее интенсивные и глубокие приспособительные перестройки.
Понятие «максимальная нагрузка» неверно было бы всегда отождествлять с понятием «нагрузка до отказа», до полного утомления. Правильнее будет сказать, что это нагрузка, которая находится на границе имеющихся функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за пределы его приспособительных (адаптационных) возможностей. Если спортсмен, упражняясь «до отказа», преступает меру своих приспособительных возможностей и, как следствие, «приобретает» состояние перетренированности , то данная нагрузка будет не адекватно-максимальной, а запредельной. Оправданная же максимальная нагрузка, предъявляя организму запрос в полную меру его физиологической нормы, является фактором роста тренированности.
В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две на первый взгляд несовместимые черты — постепенность и «перерывы постепенности», т. е. своего рода «скачки» нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений (для данного состояния организма). Понимание диалектического единства этих черт явилось одним из важнейших завоеваний научной мысли в спорте. Эти черты нельзя поэтому противопоставлять как нечто взаимоисключающее (с чем приходится сталкиваться в теории и на практике). Постепенность и скачкообразность взаимообусловлены в процессе тренировки. «Скачки» нагрузок, предъявляющие максимальные запросы к функциональным и адаптационным возможностям организма, оправданы постольку, поскольку они подготовлены постепенным возрастанием тренировочных требований. Иначе они придут в противоречие с укреплением здоровья, что в конечном счете ограничит и спортивные достижения. С другой стороны, постепенность, не соединенная с достаточно высокими темпами повышения нагрузок, ведет к замедленному развитию, а затем и к приостановке роста тренированности. Таким образом, лишь единство указанных черт динамики нагрузок отвечает закономерностям спортивной тренировки.
Максимум нагрузки в норме всегда устанавливается соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его развития. По мере их увеличения в результате тренировки «максимум» нагрузки постепенно возрастает: то, что было максимальным на предыдущем этапе, становится обычным на последующих этапах.
Конкретная количественная мера максимальной нагрузки, как видно из сказанного, может быть определена лишь с учетом уровня тренированности спортсмена, его индивидуальных особенностей и особенностей избранного вида спорта. Так, если для начинающего бегуна-стайера нагрузка, равная 10—15 км за одно занятие, может явиться максимальной, то стайеры высокой квалификации преодолевают за одно занятие 60 км и более; максимальный объем нагрузки в тренировочных занятиях штангистов младших разрядов редко достигает 10 тонн, высококвалифицированные же тяжелоатлеты доводят нагрузку до 20—30 тонн и более (в зависимости от весовой категории) при среднем весе штанги 130—180 кг и выше. Аналогичные различия характерны и для других видов спорта, но абсолютные значения нагрузок у спортсменов одной и той же квалификации — представителей разных видов спорта могут существенно не совпадать (скажем, объем нагрузки, выраженный в сумме энергозатрат у гимнастов и представителей ряда скоростно-силовых видов спорта, как правило, значительно меньше, чем у стайеров и представителей других видов спорта циклического характера, связанных с предельным проявлением выносливости).
Кстати сказать, практика современного спорта в корне изменила недавние представления о доступных величинах тренировочных нагрузок. Возможности человека и степень их развития оказались выше самых смелых предположений. В связи с этим повышенные тренировочные нагрузки все шире и смелее внедряются в практику. Нагрузки увеличиваются как на отдельных тренировочных занятиях, так и в суммарном выражении за неделю, месяц, год и всю многолетнюю спортивную деятельность. Объемы нагрузки, не так давно применявшиеся лишь ведущими спортсменами, становятся нормой для спортсменов средней квалификации.
Поскольку общий бюджет времени спортсмена не исчерпывается лишь спортивной деятельностью и поскольку с возрастом происходит естественное снижение функциональных возможностей организма, то тенденция к постоянному увеличению тренировочных нагрузок, вообще говоря, не может быть беспредельной. Практически, однако, едва ли найдется хоть один спортсмен, который исчерпал бы все допускаемые возможности наращивания нагрузок. Первыми в принципе могут достичь предела те параметры объема тренировочных нагрузок, которые характеризуются наиболее значительными затратами времени (общее число тренировочных дней, число занятий в неделю, месяц и т. д.). Интенсивность же (по крайней мере по некоторым показателям) может возрастать вплоть до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие ее возрастные факторы. После этого рост нагрузок перестает быть общей тенденцией и осуществляется лишь в пределах отдельных периодов тренировки.
В силу исключительно высоких требований к функциональным возможностям организма в процессе спортивной тренировки необходимо особенно тщательно соблюдать принципы доступности, индивидуализации и систематичности. Вместе с возрастанием нагрузок возрастает и значение углубленного врачебно-педагогического контроля. При штурме же высших спортивных результатов обязательным условием становится детальнейшая научная оценка эффекта тренировки и управление им. Не случайно постоянное содружество тренера, ученого, врача и спортсмена сейчас уже типично для передовой спортивной практики.