Физическое воспитание
Факультативные занятия по теории и практике физической культуры и спорта
Это особая, самостоятельная форма учебной работы в распорядке учебного дня школы. Факультативные занятия организуются для углубления и расширения знаний, получаемых на уроках физической культуры и содействия разностороннему развитию физических способностей школьников. Одновременно предусматривается формирование у них навыков и умений, имеющих важное значение в подготовке активистов физической культуры и спорта. Тем самым факультативные занятия по теории и практике физической культуры и спорта приобретают определенное значение для профессиональной ориентации учащихся.
Такие занятия предназначаются для учащихся VII—X классов, проявляющих особые склонности и интерес к предмету «физическая культура». Численный состав групп—15—25 человек. В группы могут входить учащиеся обоего пола. Каких-либо отборочных испытаний при зачислении в группы для факультативных занятий не проводится.
Занятия с каждой группой организуются два раза в неделю (по 45 мин.) или один раз в неделю (по 90 мин.), в зависимости от местных условий. Учащимся, полностью овладевшим материалом факультативного курса для данного класса, при условии регулярного посещения занятий вносится соответствующая запись в аттестат об окончании школы.
Программа, факультативных занятий состоит из теоретического и практического разделов.
Теоретический раздел ориентирован на углубленное освоение учащимися материала программы «физическая культура» для соответствующих классов с привлечением ряда знаний из области физики, биологии, анатомии и других наук, изучаемых в школе. Теоретические занятия проводятся в форме лекций и бесед.
Практический раздел опирается на учебный материал программы «физическая культура» (по выбору), а также предусматривает специализированные занятия тренировочного типа.
В программе указаны также конкретные организационно-методические навыки, которыми должен овладеть учащийся в процессе факультативных занятий.
Факультативные занятия могут вести учителя физической культуры, прошедшие специальные семинары в институтах усовершенствования учителей.
Об особенностях занятий со школьниками подготовительной и специальной медицинских групп
Для школьников подготовительной медицинской группы (в основном из младших и средних классов) организуются занятия по типу секции общей физической подготовки. Они проводятся два раза в неделю по 45—60 мин. Содержание их определяется на основе доступных разделов программы «Физическая культура», а также включает специальные корригирующие упражнения. В методике занятий с особой тщательностью обеспечивается постепенность нагрузок, преемственность упражнений и сугубо индивидуальный подход. По мере нормализации физического состояния занимающиеся в подготовительной группе могут переходить в основную группу.
Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья, относящиеся к специальной группе, направляются обычно для занятий лечебной физической культурой в лечебно-проф и - , лактические учреждения. Учащиеся с относительно незначительными отклонениями постоянного или временного характера, имеющие противопоказания к значительной физической нагрузке и не обладающие достаточным уровнем общей физической подготовленности, могут заниматься физическими упражнениями в условиях школы по специальной программе. Задача занятий с такими учениками — в возможно менее длительные сроки улучшить их здоровье и, насколько это возможно, приблизить уровень физической подготовленности к нормальному, устранить отставание в развитии двигательных функций. Занятия в трупах по 15—20 человек проводятся сверх учебной сетки два раза в неделю по 45 мин. или три раза по 30 мин. (желательно на открытом воздухе).
Из других форм и средств физического воспитания для детей, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам, рекомендуются доступные подвижные игры, физические упражнения на переменах, физкультминутки, профилактическая гимнастика на уроках труда. Как в школе, так и в домашних условиях большую пользу здоровью приносят пребывание на свежем воздухе, игры, прогулки (пешеходные и на лыжах), катание на коньках, велосипеде, плавание (все это, разумеется, по рекомендациям врача).
Физкультурно-оздоровительные меры в режиме дня и внеклассная работа по физическому воспитанию в школе
Физкультурно-оздоровительные меры
в режиме учебного и продленного школьного дня
Помимо уроков физической культуры немаловажную роль в улучшении состояния здоровья и физического развития учащихся, повышении их учебной работоспособности, внедрении физической культуры в быт играют специальные меры, предусматриваемые в режиме школьного дня. К таким мерам относятся:
а) гимнастика до занятий, включающая обычно комплексы из 6—8 несложных упражнений, которые проводятся с учащимися до начала первого урока;
б) физкультминутки на общеобразовательных уроках или в перерывах между учебными занятиями. Это комплексы из 2—3 упражнений, составленные учителем, ведущим урок, для противодействия утомлению учащихся, профилактики нарушения осанки и в общеоздоровительных целях;
в) игры и отдельные физические упражнения, проводимые на большой перемене и в распорядке продленного школьного дня. На большой перемене могут проводиться подвижные игры, кратковременные состязания, занятия на специально оборудованных местах для прыжков, метаний, лазания, физкультурные аттракционы и т. д. Игры подбираются простые или ранее известные, где допускается перемена состава участников, быстро выявляются результаты. Организует игры дежурный педагог и ученический физкультурный актив.