Физическое воспитание
Физическое воспитание детей в семье
Роль семьи в физическом воспитании детей, как известно, велика и ответственна. «Родители и лица, их заменяющие,— говорится в разделе IX «Основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», — обязаны: воспитывать детей в духе коммунистической нравственности, бережного отношения к социалистической собственности, прививать им трудовые навыки и подготавливать их к общественно полезной деятельности, заботиться о физическом развитии и укреплении здоровья детей...» В домашнем быту должны создаваться благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, роста и нормального физического развития детей, что возможно лишь при целесообразно осуществляемом семейном физическом воспитании.
Первая предпосылка благотворного влияния семейного быта на здоровье детей — это создание гигиенически нормальных условий быта, соблюдение в домашнем быту правил личной и общественной гигиены. Сюда относится:
— Разумная организация режима жизни детей. Общий суточный режим (правильное распределение времени в течение суток для сна, питания, различных видов деятельности, отдыха) устанавливается с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, условий, в которых они живут, воспитываются и учатся. Во время учебного года он во многом определяется занятиями в школе, а летом может быть подобным тому, какой заведен в пионерских лагерях.
—Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к внешним условиям быта (свежий воздух и чистота в помещениях, где занимаются, играют, отдыхают и спят дети; содержание в чистоте и исправности инвентаря для игр и упражнений; гигиенически оправданные размеры, формы и качество игрушек, предметов домашнего обихода, с которыми имеет дело ребенок; достаточная освещенность мест игр и занятий и т. д.).
В связи с этим одна из важных задач семьи состоит в том, чтобы прививать детям с младенческих лет навыки личной и общественной гигиены вплоть до формирования устойчивых привычек. Это длительный процесс, требующий сотрудничества семьи, школы, общественных организаций. Стержнем, вокруг которого формируются многие гигиенические навыки, является привычка к рациональному распорядку дня в семье. Приучение к твердому режиму жизни дает не только оздоровительный эффект, но одновременно имеет и серьезное собственно-воспитательное значение, поскольку во многом содействует воспитанию организованности, дисциплинированности. Приучаясь строго придерживаться рационального режима жизни в семье, дети сознательно переносят эту привычку и на общий режим деятельности.
От родителей во многом зависит воспитание у детей правильной осанки. Ее формированию и закреплению можно содействовать систематическим выполнением дома гигиенической гимнастики и других физических упражнений, использованием гигиенически оправданной мебели для детей, регулярной заботой о правильном положении тела ребенка во время еды, приготовления уроков и других домашних занятий. Родители обязаны в доходчивой форме разъяснять детям значение правильной осанки и систематически вести действенный контроль, особенно когда возникает необходимость в специальных корригирующих упражнениях для предупреждения или исправления дефектов осанки.
Одна из основных сторон физического воспитания детей в семье — закаливание с помощью естественных факторов природы. Понятно, что оно лишь тогда дает наибольший эффект, когда проводится регулярно и с постепенно возрастающей дозировкой. Целесообразно сочетать его с физическими упражнениями. С возрастом дети приучаются самостоятельно выполнять дома процедуры по закаливанию, если родители разъясняют им пользу закаливания и учат правильно применять различные процедуры. По вопросам приема детьми воздушных, солнечных ванн и использования водных процедур родители могут получать рекомендации от врача и школьного учителя физической культуры.
Физические упражнения в семейном быту школьника составляют существенное и необходимое дополнение к двигательному режиму детей, обеспечиваемому школой и внешкольными учреждениями. В условиях семейного воспитания чаще всего используются следующие физические упражнения и формы их применения:
— Подвижные игры. Они организуются родителями или самостоятельно детьми. Родители обязаны следить за тем, чтобы игры не приобретали чисто развлекательного характера, а служили прежде всего укреплению здоровья, помогали развитию физических и психических способностей, формированию нужных черт поведения.
— Утренняя гимнастика. Дети до 7—9 лет занимаются обычно при непосредственной помощи старших. Мальчики и девочки с 10—11 лет должны уметь самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики, как это предусматривается I и II ступенями ГТО. Но это не освобождает родителей от необходимости методической помощи и контроля.
Упражнения спортивного характера. Выбор их в определенной мере зависит от спортивных увлечений родителей и условий для занятий "по месту жительства. В настоящее время создаются все более благоприятные условия для самостоятельных занятий детей (под руководством родителей) плаванием, бегом, катанием на коньках и лыжах, спортивными играми.
Прогулки и экскурсии. Они проводятся обычно в пределах одного дня. Дозировка нагрузки (протяженность маршрута, скорость передвижения и т. п.) устанавливается в зависимости от возраста детей по совету врача и методиста. В сочетании с прогулками (пешеходными, на лыжах, лодке, велосипеде) используются разнообразные упражнения на местности в оздоровительных и воспитательных целях.
Физкультминутки. Их основное назначение — активный отдых между приготовлением уроков, заданных на дом. Физкультминутка состоит из двух-трех простейших физических упражнений, которые рекомендуется выполнять детям 7—9 лет через 30— 35 мин. непрерывных занятий, а ученикам более старшего возраста через каждые 45 мин. Физкультминутки помогают «снять» умственное утомление, восстановить работоспособность, сохранять правильную осанку за столом во время чтения и письма.
Выполнение домашних заданий по физической культуре. Родители должны контролировать правильность выполнения заданий. Элементы их можно включать в виде дополнения к утренней гимнастике или физкультминуткам.
Кроме того, дома могут проводиться индивидуальные дополнительные тренировки юных спортсменов, систематически занимающихся в спортивных секциях или ДЮСШ. Важно, чтобы такие занятия находили поддержку и внимание со стороны родителей (разрешение вопросов бюджета свободного времени, отдыха, питания, сна и др.)
Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в физическом воспитании детей осуществляется в разнообразных формах. Школа организует индивидуальные и групповые консультации, собеседования, доклады на родительских собраниях, по основным вопросам обеспечения единого (для семьи и школы) подхода к физическому воспитанию школьников. Родителям сообщают результаты наблюдений врача за состоянием здоровья и физическим развитием каждого ребенка, которые служат основанием для индивидуальных назначений детям режима, гигиенических процедур, физических упражнений. Учителя школы знакомятся с бытом детей в домашних условиях, решают во время посещения семьи вопросы, касающиеся оптимизации общего и двигательного домашнего режима школьников и т. д. Особенно тесные контакты устанавливаются между родителями юных спортсменов и тренерско-педагогическим составом ДЮСШ.
Помощь родителей школе и внешкольным учреждениям в работе по физическому воспитанию выражается прежде всего в содействии закреплению и развитию того, что дают эти учреждения детям, вовлекая их в систематические занятия физической культурой и спортом. Используя установленные в законодательном порядке права, родители (или заменяющие их лица) могут принимать участие в обсуждении вопросов постановки физического воспитания в общеобразовательной школе и ДЮСШ, где воспитываются и обучаются их дети. Родительские комитеты в школах привлекают родителей к проведению оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий, решению организационных вопросов постановки физического воспитания детей в летнее время в городских и загородных пионерских лагерях, выпуску стенных газет, в которых среди других материалов освещается опыт семейного физического воспитания и другие формы помощи школе. Родительский комитет в ДЮСШ оказывает руководству и тренерско-преподавательскому составу школы помощь в воспитательной работе, в организации оздоровительно-спортивного лагеря, тренировочных сборов, проведении соревнований, показательных выступлений и т. д. Родительские комитеты при домоуправлениях, ЖЭК помогают в организации физкультурной работы во дворе, создании детских сезонных спортивных клубов, проведении соревнований дворовых и уличных команд по различным видам спорта. С привлечением самих детей во дворах, на площадках оборудуют гимнастические городки, заливные катки, снежные горки, уголки для игр.
Контакты семьи, школы и внешкольных учреждений в физическом воспитании детей, таким образом, многообразны. Они составляют единую структуру социальной организации воспитания.