Физическое воспитание
Физическое воспитание подрастающего поколения
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ
Ответственная роль начального звена в системе воспитания
Физическое воспитание детей до их поступления в общеобразовательную школу осуществляется, как известно, в семье и в специальных дошкольных учреждениях. Создание широкой сети дошкольных учреждений, составляющих начальное звено единой государственной системы воспитания,— одно из крупных достижений советского общества. Вместе с семьей эти учреждения обеспечивают благоприятные условия для всестороннего гармонического развития человека в один из наиболее важных периодов его становления.
Принимая во внимание чрезвычайно ответственную роль дошкольных учреждений, наша партия и правительство постоянно заботятся о расширении их сети, материальном обеспечении и совершенствовании качества работы. Одним из конкретных выражений этого явились принятие и последующая реализация постановления «О мерах по дальнейшему развитию детских учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959 г.), где, в частности, была поставлена задача разработать единую систему воспитания детей ясельного и собственно-дошкольного возраста. В предстоящем пятилетии предусматривается практически полностью удовлетворить потребности населения нашей страны в дошкольных учреждениях. Государство в основном берет на себя расходы по их содержанию, (уже сейчас родители оплачивают лишь 10—25% —в зависимости от доходов семьи — стоимости содержания ребенка в детском саду).
Один из главных разделов деятельности дошкольных учреждений составляет работа по физическому воспитанию. Она осуществляется по специальным программам штатными воспитателями с участием врача и других специалистов (музыкального работника и др.). На исследовании особенностей физического развития и физического воспитания детей дошкольного возраста сосредоточена у нас в стране деятельность ряда специализированных научных подразделений (НИИ дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, НИИ педиатрии АМН и др.). В различных формах — через консультации в методических кабинетах, яслях, садах, поликлиниках, лекции в общественных университетах культуры, научно-популярную литературу, радио, телевидение, кино и т. д.— ведется распространение среди родителей знаний, помогающих рационально организовать физическое воспитание дошкольника в семье.
Специфические биологические предпосылки и особенности задач физического воспитания в дошкольный период
Дошкольный возраст как период наиболее высоких темпов физического развития
Дошкольный период в жизни человека охватывает ряд этапов возрастного развития, за время которых формы и функции организма претерпевают особенно значительные изменения. Своеобразие этого периода состоит, в частности, в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды (отсюда обостренная опасность заболеваний) и вместе с тем быстро увеличивает свои адаптационные (приспособительные) и функциональные возможности.
Физическое развитие ребенка в первые годы жизни, как известно, происходит по ряду признаков наибольшими темпами.
Так, например, за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50% от первоначального, к семи годам — в два с половиной раза, а за все последующие годы до периода зрелости — лишь на 40—60 см. К году утраивается вес ребенка, быстро возрастает диаметр мышечного волокна. Интенсивно развиваются все органы и системы, постепенно возрастает общая дееспособность и сопротивляемость организма.
Понятно, что в период столь бурного естественного физического развития чрезвычайно важно целенаправленно воздействовать на него, чтобы придать оптимальное направление. От того, насколько рационально в этот период проводится физическое воспитание, в большой мере зависит весь последующий ход физического совершенствования.
Это показано в ряде исследований (см. табл. 2). Так, в одном из них (М. Мак-гроу ) новорожденных близнецов в течение первых двух лет жизни воспитывали по-разному, в результате чего показатели их физического развития и двигательной подготовленности стали существенно различаться. Эти различия прослеживались и в зрелом возрасте, хотя в последующие 20 лет воспитание и условия жизни близнецов были практически одинаковыми.
Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных необходимых в жизни движений. Важно с помощью физического воспитания направить формирование моторики так, чтобы ускорить и облегчить переход от хаотичных, диффузных движений в первые месяцы жизни к относительно высококоординиро-ванным действиям, таким, как ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и др.
Двигательная деятельность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира. Чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире будут его контакты с реальной действительностью, а значит, и благоприятнее условия для психического развития.
Все это говорит о том, что физическое воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста должно занимать одно из центральных мест.
Задачи
Общие задачи физического воспитания в дошкольном периоде конкретизируются следующим образом.
В числе первоочередных задач по укреплению здоровья и обеспечению всестороннего физического развития предусматриваются:
а) Закаливание, повышение сопротивляемости детского организма воздействию условий внешней среды.
Как свидетельствует многообразный опыт физического воспитания в детских яслях, садах и семье, несмотря на первоначально слабые защитные силы детского организма, можно с помощью систематического использования адекватных средств (в частности, тщательно дозированного воздействия оздоравливающих факторов природы) обеспечить его закаленность. При этом повышается сопротивляемость не только так называемым простудным заболеваниям, но и инфекционным. Закаливание благотворно отражается и на функциях центральной нервной системы, общем самочувствии ребенка, его эмоциональном тонусе.
Особое значение закаливания организма в первые годы жизни обусловлено помимо всего прочего повышенными теплопотерями (величина поверхности кожи, приходящаяся на 1 кг веса, у новорожденного в три с лишним раза больше, чем у взрослого, а стенки кровеносных сосудов тоньше, из-за чего относительные потери тепла на поддержание постоянной температуры тела увеличены).
б) Укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование рациональной осанки.
Первостепенная значимость данной задачи в физическом воспитании детей раннего возраста обусловлена тем, что процессы окостенения скелета в это время еще лишь развертываются, мышечная система относительно слаба, опорно-двигательный аппарат легко поддается деформациям. Скелет маленького ребенка, как известно, в большей своей части состоит из хрящевой ткани, а образующаяся костная ткань имеет вначале малую плотность, большую пористость и повышенное содержание воды (у новорожденных около 70% веса костей, у 4-летних — около 20%), прочность опорного аппарата поэтому еще невелика, а возможность его повреждений повышена. (Лишь к 6—7-летнему возрасту стенки костей достигают толщины, которая обеспечивает довольно высокую сопротивляемость механическим воздействиям.) Эти свойства вместе с легкой растяжимостью связок и слабостью мускулатуры обусловливают также повышенную вероятность нарушений осанки. Так, по данным А. Г. Цейтлина , Г. В. Терентьевой, среди детей до пяти лет нарушения в осанке отмечаются в 15,1% случаев, у 5—7-летних — в 17,3%.
Активный двигательный режим у детей, как отмечал еще П. Ф. Лесгафт , во многом содействует развитию костно-мышечной системы. (Сейчас в специальных экспериментах на животных показано, например, что динамические физические нагрузки содействуют интенсивному росту трубчатых костей в длину, а также увеличению их крепости благодаря повышению общей компактности костной ткани, по данным К. А. Клебановой .)
В процессе физического воспитания дошкольников необходимо предотвратить возможные деформации позвоночника и других звеньев опорно-двигательного аппарата, обеспечив формирование правильной осанки. Решая эту задачу, надо учитывать, в частности, что в раннем детском возрасте еще нет стойких изменений в позвоночнике (до 6—7 лет все кривизны позвоночника, характерные для позы прямостояния , сохраняются лишь в часы бодрствования; когда же тело принимает горизонтальное ч положение, типичное для сна, кривизны «сглаживаются»). Эту благоприятную предпосылку важно использовать для профилактики и коррекции нарушений осанки путем фиксации соответствующих поз, а также с помощью упражнений, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата. Необходимо с первых же занятий создавать у ребенка представление о правильной осанке при ходьбе, в положении сидя и т. д., приучать к сохранению рациональной позы во время всех видов деятельности.
Индивидуальные и общие особенности физического развития дошкольников (опережающий прирост веса тела по сравнению с силой мышечных групп нижних конечностей, неравномерность развития силы сгибателей и разгибателей) обязывают постоянно уделять внимание обеспечению гармонического укрепления мускулатуры, в том числе предусматривать параллельное воздействие на симметричные группы мышц тела, «подтягивая» отстающие в развитии мышцы, обычно те, которые меньше других функционируют в повседневной жизни. Во время перехода от ползания к прямосто-янию особенно важно укрепить основные мышечные группы, фиксирующие вертикальную позу, мышцы стопы и голени, с тем чтобы предупредить возможность появления плоскостопия.
в) Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов.
Наблюдения за детьми, двигательная деятельность которых по каким-либо причинам (заболевания и др.) была ограничена, показывают, что малоподвижность вызывает значительную задержку в развитии сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В специальных экспериментах на детенышах животных удалось в деталях проследить (И. А. Аршавский с сотр .), как под влиянием повышенной двигательной активности увеличивается относительный вес сердца, легких, головного мозга, снижаются энергетические затраты на единицу массы и поверхности тела, совершенствуются функции циркуляторных систем. Регулярная двигательная деятельность особенно активно стимулирует обмен веществ, улучшает обменные процессы и тем самым содействует структуро-функциональному совершенствованию организма.
При относительно небольшой мощности дыхательной системы для детей первых лет жизни (по ряду показателей в 10—20 раз меньше, чем у взрослых) характерна повышенная потребность в кислороде в связи с активными обменными процессами. (Относительное потребление кислорода у детей больше, чем у взрослых, в 2,5—3 раза на единицу живой массы и в 1,5 раза на единицу поверхности тела). Существенную роль в изменении этой «диспропорции» играет физическое воспитание, содействуя активизации дыхательной функции, укреплению дыхательной мускулатуры, развитию всего дыхательного аппарата. Например, показатели жизненной емкости у 6—7-летних детей могут быть увеличены под влиянием регулярных занятий плаванием на несколько сот см3 (по данным Т. И. Осокиной). Специальные дыхательные упражнения позволяют формировать у детей ритмичное, глубокое дыхание, преодолевать свойственную им привычку задерживать дыхание при выполнении новых движений.
В процессе физического воспитания дошкольников наряду с усилением дыхательного аппарата совершенствуются функции кровообращения. Согласно экспериментальным данным (Г. П. Юрко, М. П. Сильвестрова и др.), систематические занятия физическими упражнениями значительно ускоряют в этот возрастной период повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Улучшаются сократительная способность сердца, сердечная гемодинамика и регуляция, в результате увеличивается общая производительность сердечно-сосудистой системы, обусловливающая рост работоспособности.
Физические упражнения вместе с естественными факторами природы и гигиеническими средствами используются также для оптимизирующего воздействия и на другие функции растущего организма. Так, для регуляции функции пищеварения, которая особенно часто разлаживается в грудном возрасте, применяют активно-пассивные движения и массаж. Для совершенствования механизмов теплорегуляции в сочетании с физическими упражнениями используют дозированные воздействия естественных факторов закаливания.
Итак, суть перечисленных задач состоит в том, чтобы с помощью средств физического воспитания придать естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, обеспечить возможно гармоничное в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье.
По мере того как приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, эти задачи все больше решаются в плане воспитания определенных физических (двигательных) способностей.
К числу важнейших задач в физическом воспитании дошкольников относятся задачи начального физического образования, которое должно обеспечить формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
Согласно существующим представлениям, движения ребенка строятся первоначально на основе простых безусловных двигательных рефлексов (рефлексов положения, переступания, хватания и др.) путем подчинения их высшим регуляторным механизмам ЦНС, усложнения имеющихся и образования новых связей со все более разнообразными проприоцептивными , тактильными, зрительными, слуховыми раздражителями. Объем, содержание и характер движений, последовательность их развития у детей определяются в решающей мере условиями их жизни и воспитания. Вместе с тем имеют значение и унаследованные биологические факторы. Так, надо думать, ребенок от природы испытывает потребность в сенсомоторной деятельности. Установлено, что новорожденному присуща высокая спонтанная двигательная активность (например, у трехмесячных детей зафиксировано большое количество периодов двигательной активности — более 1000 за время дневного бодрствования, по данным А. М. Фонарева). Удовлетворение этой потребности вызывает положительные эмоции.
Благодаря высокой пластичности нервной системы в детском возрасте относительно легко усваиваются новые формы движений. При этом они носят черты своеобразия, обусловленные особенностями центрально-нервной регуляции, функциональными возможностями и особенностями строения организма в тот или иной период возрастного развития. В раннем возрасте движения ребенка отличаются обычно несовершенной координацией, наличием лишних моментов, невысокой точностью. В процессе двигательной деятельности быстро развивается утомление. Все это обусловлено, по данным Н. М. Шелованова , А. И. Васютиной и др., в частности, тем, что функции двигательного анализатора, играющего ответственную роль в управлении движениями, развиваются в определенной последовательности: вначале (примерно к четвертому году жизни) появляется возможность коррекции относительно грубых форм движений, а затем (примерно к семи годам) —б олее тонких (табл. 3).
У детей одного и того же возраста наблюдаются довольно значительные индивидуальные различия в сроках и последовательности становления первых жизненно важных форм движений, но есть и некоторая общая тенденция. Так, наблюдения за близнецами показали, что, хотя одного из них специально обучали ползанию и ходьбе, а второму создавали затруднения, оба начали ползать и ходить почти одновременно (с разницей в неделю). Упражнения сказались главным образом на стиле ходьбы.
Решая задачи начального обучения детей движениям, сформулированные в «Программе воспитания в детском саду»*, надо учитывать следующие, в частности, положения.
Произвольные самостоятельные движения у ребенка начинают более или менее отчетливо выявляться на третьем месяце жизни, способность к ним быстро возрастает во второй половине первого года.
В возрасте 2,5—3 месяцев важно направленно содействовать формированию умения поднимать и удерживать голову, сохранять вертикальное положение тела, а с 2,5 до 5—6 месяц — умения выполнять элементарные движения руками, а также движения, подготовительные к ползанию (переворачиваться со спины на живот, удерживать положение лежа на животе с опорой на руки и др.). В период от 6 до 9—10 месяцев ребенок должен научиться ползать, самостоятельно садиться, ложиться, стоять; его можно упражнять в ходьбе при поддержке за обе руки.
К году нужно научить ребенка ходить. Однако стимулировать его к ходьбе следует постольку, поскольку создается необходимая предпосылка к этому — достаточная степень физического развития. К году ребенок должен освоить и такие формы двигательных действий, которые позволили бы ему целесообразно присаживаться и вставать, влезать на невысокие предметы и слезать, катать мяч сидя и т. д.
На втором-третьем году жизни формируются основы естественных навыков в ходьбе, беге, лазании и метании предметов. Это один из наиболее активных периодов формирования произвольных движений. К концу периода или несколько позже (на четвертом году) ребенка учат мягко приземляться при спрыгивании с высоты и в прыжках на месте, ловить предмет, сохранять равновесие, спускаться на санках с горы, кататься на трехколесном велосипеде.
На пятом-шестом году жизни обучают прыжкам в высоту с разбега, метанию вдаль с места, ходьбе на лыжах и спускам с небольшой горки, катанию на коньках, двухколесном велосипеде, плаванию.
"На завершающем этапе дошкольного периода важно уделять большое внимание совершенствованию координации движений, особенно движений руками. Семилетний ребенок должен относительно совершенно владеть основными навыками в таких жизненно важных формах движений, как ходьба, бег, прыжки с места, с разбега, метание вдаль, в цель, ловля предметов, плавание, ходьба на лыжах, спуски на лыжах с гор, катание на коньках, на двухколесном велосипеде, а также уметь пользоваться приобретенными навыками в игровых и других меняющихся ситуациях. Наряду с обучением двигательным действиям дошкольникам необходимо сообщать элементарные сведения по физической культуре и прививать гигиенические навыки.
По мере освоения двигательных навыков, в единстве с совершенствованием их, в дошкольный период решаются задачи по направленному воздействию на развитие определенных физических (двигательных) способностей..
Первостепенное значение при этом имеет воспитание ловкости и связанных с ней способностей: точности, ритмичности и согласованности отдельных движений, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.
При квалифицированной постановке занятий физическими упражнениями дошкольники могут достигать довольно значительных показателей развития данных способностей.
Несмотря на относительно невысокую степень развития скоростных способностей в этот период, они поддаются воспитанию. Например, в экспериментальных занятиях время бега на 10 м улучшилось в пределах, указанных в табл. 4 (по 3. С. Уваровой , Р. Г. Сорочек, В. П. Спириной , Г. П. Юрко).
Воспитание быстроты у дошкольников осуществляется на основе элементарных движений (после того как они сформированы), затем вводятся задания, способствующие повышению скорости, способности к ускорениям и быстроты двигательной реакции в переменных формах двигательной деятельности (подвижные игры и др.).
Воспитание силовых способностей в первые годы жизни подчинено задачам гармонического укрепления опорно-двигательного аппарата, закрепления рациональной осанки и освоения основных форм движений. Эти задачи решаются в условиях строго дозированных относительно невысоких нагрузок, создаваемых главным образом за счет собственного веса ребенка и игровых предметов.
Задачи по воспитанию выносливости определяются в решающей зависимости от возрастного созревания вегетативных функций, лимитирующих работоспособность, и решаются в аспекте нефорсированного содействия их естественному развитию, постепенного закаливания организма, всемерного укрепления здоровья. Некоторые представления о показателях развития работоспособности у дошкольников дают табл. 5 и 6.
Физическое воспитание является в большой мере основой, опираясь на которую решают задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Организуя игровую и другие формы двигательной деятельности дошкольников в интересах их физического воспитания, одновременно нужно ставить и решать задачи по воспитанию у них благожелательного отношения к товарищам, стремления помогать друг другу, правдивости, скромности и других нравственных качеств. Детям в силу их ограниченного этического опыта и слабо развитого самосознания особенно трудно оценить свои поступки и поведение сверстников, что увеличивает ответственность педагога за направленное формирование нравственных основ поведения в младшем детском возрасте. В процессе подвижных игр и других занятий педагогу необходимо вдумчиво предусматривать и предупреждать возникновение ситуаций, провоцирующих отрицательное поведение, и создавать условия, содействующие формированию этически верных взаимоотношений и свойств характера.
Столь же необходимо учитывать теснейшую связь развития познавательных способностей дошкольников с накоплением ими двигательного опыта и целенаправленно использовать ее для воспитания осознанного восприятия, памяти, внимания и других психических качеств. Например, в подвижных играх и упражнениях с предметами (мячами, лентами, флажками и др.) можно решать задачи по воспитанию способности правильно воспринимать и оценивать величину и вес предметов, а также пространственные и временные отношения; в сюжетных подвижных играх — давать сведения о животном мире; занимаясь упражнениями с элементами счета, — формировать числовые представления и т. д.
Учитывая, что в первые годы жизни для детей характерно слабое развитие произвольного внимания, отсутствие настойчивости, усидчивости, умения слушать объяснения и т. п., следует постепенно вводить двигательные задания, которые создавали бы предпосылки для развития сильной воли. Воспитанию волевых качеств, в частности, способствует соблюдение правил игры, преодоление посильных препятствий.
В процессе физического воспитания дошкольников решаются и некоторые задачи трудового воспитания. В этой связи предусматриваются привитие навыков самообслуживания, посильные задания по уборке помещения, воспитание положительного отношения к труду, уважения к труду взрослых. Дети могут выполнять задания по подготовке и приведению в порядок физкультурного инвентаря, предметов, которые используются в подвижных играх и т. д. Через сюжетные игры детей знакомят с характером профессий и трудовых действий взрослых.
Физкультурные занятия содействуют воспитанию у дошкольников эстетических чувств, вкусов, формированию умения видеть и оценивать красоту в телосложении, движениях, поступках, одежде, в окружающем.
Таким образом, в физическом воспитании уже на первых возрастных этапах обеспечивается органическое соединение всех видов воспитания.