Физическое воспитание
Физическое воспитание в специализированных школах
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Физическое воспитание составляет неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса во всех детских учебных заведениях независимо от профиля.
Так, в школах-интернатах созданы благоприятные возможности для физического воспитания детей в тесной взаимосвязи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием иполитехническим обучением. Хорошая материальная база, рациональный режим учебной деятельности, отдыха, питания и сна учащихся, соответствие всего распорядка санитарно-гигиеническим требованиям, углубленный врачебный контроль, систематическое закаливание детей — все это способствует их физическому воспитанию. В режим школы-интерната наряду с обязательными -у роками физической культуры в оптимальной мере включаются дополнительные физические упражнения и физический труд (в процессе политехнического обучения). Естественно, что все это позволяет педагогическому коллективу при квалифицированном руководстве со стороны директора весьма успешно решать задачи укрепления здоровья, содействовать нормальному физическому развитию, закаливанию и обеспечивать разностороннюю физическую подготовку учащихся.
В школах-интернатах имеются особенно благоприятные возможности для углубленных занятий спортом. Тренировочная нагрузка, восстановительный отдых и общеобразовательная учебная нагрузка оптимизируются в рамках единого режима; распорядок дня обеспечивает возможность всестороннего развития личности учащихся. Общая учебная нагрузка может планироваться с учетом календаря соревнований по видам спорта и в соответствии с принципами рационального построения тренировочного процесса. Исследования показали, что спортивная подготовка в значительном объеме при оптимальной системе восстановительных мер и рациональной постановке общеобразовательной подготовки не только способствует высшему развитию физических качеств, но и содействует повышению успеваемости в целом.
В общеобразовательных оздоровительных санаторно-лесных школах, куда направляются дети, подростки, нуждающиеся в длительном лечении, физическому воспитанию принадлежит ответственная роль в восстановлении и укреплении их здоровья, содействии нормальному физическому развитию и повышении общей работоспособности. С группами детей и индивидуально в таких школах проводятся дополнительные занятия лечебной физкультурой, направленные на коррекцию различных патологических отклонений.
В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, перед физическим воспитанием кроме общих задач, типичных для всех школ, нередко стоят специальные задачи: борьба с мышечной скованностью, резкой ограниченностью моторики, устранение так называемых «навязчивых» движений, развитие мышечного чувства и др. В числе средств физического воспитания повышенный удельный вес здесь обычно имеют ритмические игры, игры с пением, пляской, а также специфические упражнения. Условия и методика занятий физическими упражнениями имеют свои особенности, зависящие от контингента учащихся.
В профессионально-технических учебных заведениях (училищах, профессиональных школах) физическое воспитание как обязательная часть учебно-воспитательного процесса в сочетании с профессионально-техническим образованием, нравственным и эстетическим воспитанием вносит существенный вклад в подготовку для народного хозяйства страны всесторонне развитых молодых квалифицированных рабочих, готовых к высокопроизводительному труду. Наряду с широкой общей физической подготовкой в этих учебных заведениях обеспечивается (в необходимых случаях) профессионально-прикладная физическая подготовка. Физкультурно-массовая и спортивная работа на самостоятельных началах организуется коллективом ДСО «Трудовые резервы» и комитетом ДОСААФ.
В техникумах, медицинских школах и педагогических училищах, готовящих специалистов средней квалификации (техников, фельдшеров, учителей начальных, школ), работа по физическому воспитанию проводится в основном так же, как и с учащимися старших классов в средней школе, но применительно к профилю данного учебного заведения. Так, учащиеся медицинских школ овладевают специальными знаниями и навыками в области физкультурно-спортивного врачебного контроля; в педагогических училищах определенный объем программного материала по физическому воспитанию изучается в методическом плане: занимающиеся приобретают знания и практические навыки, необходимые для руководства физическим воспитанием учеников I—III классов школы.