Физическое воспитание
Физическое воспитание взрослых
ЗНАЧЕНИЕ И УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Специфика задач, форм организации, средств и методов физического воспитания различных контингентов взрослого населения обусловлена как возрастными особенностями их, так и социальными факторами.
Людей в возрасте старше 18 лет с некоторой условностью можно подразделить на следующие возрастные группы: 19—28 лет — молодежный возраст; 29—39 лет (мужчины) и 29—34 года (женщины) — зрелый возраст (первый период); 40—60 лет (мужчины) и 35—55 лет (женщины) — зрелый возраст (второй период); 61— 74 года (мужчины) и 56—74 года (женщины) — пожилой возраст; 75—90 лет (мужчины и женщины)—с тарший возраст; 91 год и старше (мужчины и женщины) — долгожители. Такая группировка несколько схематична, так как процесс возрастных изменений в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей организма и условий жизни. Установить у взрослых границы возрастных изменений с такой же определенностью, как в детском и юношеском возрасте, не представляется возможным. И все же указанное деление на возрастные группы не лишено оснований.
Примерно в течение первой трети жизни человека (до 25—30 лет) происходит поступательное развитие организма, а затем этот процесс постепенно замедляется, приспособление систем и органов к новым условиям существования затрудняется. В возрасте 18—20 лет в основном заканчивается возрастное созревание важнейших органов и систем организма, происходит почти полное окостенение скелета, замедляется рост тела в длину и усиливается в ширину, увеличивается вес тела, происходит силовое развитие мышц, создаются благоприятные условия для проявления силы и выносливости. Организм человека приобретает высокую работоспособность. Его биологические возможности позволяют заниматься всеми видами спорта. В этом возрасте добиваются выдающихся результатов в видах спорта, характеризующихся демонстрацией искусства движений (фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика), а также в плавании и в скоростных видах спорта. В упражнениях, требующих проявления значительной силы и выносливости, наиболее высоких результатов добиваются в возрасте 25—30 лет и старше. В целом можно, считать, что для больших достижений в абсолютном большинстве видов спорта особенно благоприятен возраст от 21 до 30 лет. Ясно при этом, что возможность достижения высоких результатов в том или ином виде спорта зависит от присущих ему особенностей двигательной деятельности, индивидуальных особенностей спортсмена, условий его жизни, методики тренировки. При прочих равных условиях наилучших результатов добиваются те, кто систематически занимался физическими упражнениями с детского возраста.
Примерно в 31—40 лет отмечается стабилизация функциональных возможностей организма, а после 40 лет их постепенное уменьшение. У людей, не занимающихся физическими упражнениями, быстрее нарастает процесс инволюции, чем у спортсменов, ухудшаются двигательные фукции , изменяются показатели физического развития. При нарушении нормального образа жизни, заболеваниях и относительной малоподвижности (гипокинезии) эти возрастные изменения могут наступить еще раньше. Однако подавляющее большинство возрастных отклонений в той или иной мере поддаются коррекции. В принципе можно управлять процессом возрастной инволюции, замедляя регресс организма. Одним из наиболее эффективных факторов жизнедеятельности организма в течение всей жизни человека является, как уже говорилось, физическая культура.
На содержание и формы физического воспитания взрослых существенно влияют особенности выполняемых ими социальных функций и условия быта. В возрасте 18—30 лет люди вступают на самостоятельный путь жизни, приобретают профессии в средних специальных, высших и других учебных заведениях, приступают к трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях, в сельском хозяйстве; многие учатся в вечерних и заочных учебных заведениях, совмещая учебу с работой; юноши проходят службу в Советской Армии. В этом возрасте формируются профессиональные интересы, складывается семейная жизнь. Именно в этот период наиболее ярко раскрывается один из принципов советской системы физического воспитания — принцип ее связи с трудовой и военной практикой. Физическое воспитание для обучающихся в учебных заведениях и проходящих службу в армии является обязательным и осуществляется на основе государственных учебных планов, программ и наставлений, приобретая четко выраженную профессионально и военно-прикладную направленность.
Люди зрелого и пожилого возраста — основной контингент, занятый в производственном труде. Обладая большим запасом знаний, ценным производственным и жизненным опытом, они представляют для общества огромную ценность. Мужчины в возрасте до 50—55 лет состоят в запасе Советской Армии. Физическое воспитание этих людей должно обеспечивать высокий уровень их общей, а при необходимости и специальной физической подготовленности к выполнению трудовых функций наряду с профилактикой неблагоприятных возрастных изменений в организме и возможных профессиональных заболеваний. В этом возрасте продолжается всесторонняя физическая подготовка и усиливается профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическое воспитание людей, перешедших на пенсионное обеспечение (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), приобретает главным образом оздоровительно-профилактический характер, а в случае заболеваний — лечебный характер.
Физическое воспитание трудящихся имеет, кроме всего прочего, серьезное экономическое значение. По данным массовых социологических исследований (ВНИИФКа , ЛНИИФКа и др.), производительность труда у физкультурников, как правило, выше, чем у не занимающихся физической культурой. Воздействие физической культуры на экономику производства проявляется, однако, не только в росте производительности труда, но и в снижении травматизма и числа заболеваний среди рабочих. Статистические данные показывают, что у физкультурников благодаря повышенной сопротивляемости организма заболеваниям в несколько раз сокращаются потери рабочего времени из-за болезни. Экономический эффект повышения производительности труда и снижения заболеваемости в результате внедрения физической культуры на производстве и в быт трудящихся выражается в увеличении годового объема продукции до 7—8 и более процентов.
Физическая культура все в большей мере становится органической частью рациональной организации труда и все полнее входит в быт трудящихся. Это, как следует из сказанного, обусловлено фундаментальными потребностями общества и в то же время личностными потребностями людей в здоровье, гармоническом развитии, творческом долголетии.