Физическое воспитание
Физкультурно-спортивная работа в пионерской организации
Среди ответственных дел, доверенных в нашем обществе комсомолу и руководимой им Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, большое значение придается всемерному содействию развертыванию внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию подрастающего поколения. Практика пионерской работы должна способствовать укреплению здоровья, нормальному физическому развитию, общей физической и спортивной подготовке школьников, возможно шире удовлетворять их познавательные интересы в области физической культуры и спорта, содействовать формированию организаторских навыков, связанных с использованием средств физического воспитания, устойчивых привычек и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, соблюдать правильный режим занятий, отдыха, питания и сна, требования личной и обществейной гигиены. Это предусмотрено положением о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, а также «законами пионеров» и «правилами октябрят», причем решение этих задач органически связывается с задачами по формированию личности пионеров в духе коммунистической морали, с военно-патриотическим воспитанием.
Физкультурно-спортивная работа, как и все другие разделы работы пионерской организации, строится в соответствии с возрастными особенностями детей. В частности, предусматривается ориентация в использовании средств физического воспитания на четыре возрастные группы:
а) октябрята (7—9 лет, ученики I—III классов), б) первая пионерская группа (10—11 лет, ученики III—IV классов), в) вторая пионерская группа (12—13 лет, ученики V—VI классов), г) третья пионерская группа (14—15 лет, ученики VII—VIII классов). В физкультурной работе с пионерами различных возрастных групп ориентируются на последовательное выполнение ими норм и требований ГТО I и II ступеней.
К числу средств физического воспитания, особенно широко применяемых в практике пионерской работы, относятся подвижные игры, прикладные упражнения на местности, упражнения, связанные с освоением юнармейских «специальностей». Важно в связи с этим оказывать пионерам помощь в творческом создании новых игр, собирании и включении в практику пионерской работы лучших подвижных игр детей народов СССР.
В планах работы пионерских отрядов и дружин предусматривается проведение на самодеятельных началах разнообразных мероприятий, имеющих в совокупности существенное значение для физического воспитания, в том числе простых спортивных соревнований, выступлений, турниров, смотров пионерского строя и песни, физкультурных и туристских слетов. Наряду с этим пионеры активно включаются в такие внешкольные формы массовой физкультур-но-спортивной работы, как «Веселые старты», «Спортландия », а также в общесоюзные пионерские мероприятия, отражающие общественные интересы пионеров, их тягу к героической романтике (военно-спортивная игра «Зарница», Всесоюзные «марши» пионерских отрядов).
Школьные специалисты физического воспитания призваны действенно помогать творческому планированию физкультурно-спортивной работы в пионерских отрядах и дружинах на основе предложений самих пионеров, общих воспитательных задач и требований дня, учета местных условий жизни пионерских коллективов, уровня их развития.
Одно из обязательных требований к деятельности пионерской организации по осуществлению мероприятий по физическому воспитанию — систематичность этой работы, ее непрерывность (в учебный период, в период зимних, весенних и летних каникул). В то же время конкретные формы, средства, пути этой работы должны быть достаточно вариативны, т. е. меняться в зависимости от частных задач и условий.
Успех деятельности пионерской организации в области физического воспитания в решающей мере обеспечивается организационно-методической помощью школы, внешкольных организаций и родительской общественности. Обязательны согласованность и преемственность между физкультурно-спортивной работой, непосредственно организуемой коллективом пионерских вожатых (во главе со старшим пионервожатым), и основным процессом физического воспитания, осуществляемым под руководством учителя физической культуры и других специалистов.
В период учебных занятий в школе деятельность пионерской дружины по физическому воспитанию учащихся выражается в следующем:
Занятия отдельными физическими упражнениями и играми под руководством вожатых групп октябрят, пионерского актива и пионерских вожатых как в школе (внутри класса, в составе «звездочек» и групп октябрят, пионерских звеньев и отрядов, в группах, кружках; работа патрулей здоровья), так и по месту жительства детей, в микрорайоне школы (помощь в проведении подвижных игр, организации сезонных «спортивных клубов» по интересам, создании уличных команд по спортивным играм, дворовых клубов спорта, уголков игр для октябрят и т. д.).
Привлечение октябрят и пионеров к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях (играх на переменах; внутришкольных соревнованиях, праздниках и выступлениях; смотрах пионерского строя и песни; военно-спортивных играх «Зарничка » и «Зарница», марш «Всегда готов!»); содействие вступлению пионеров в спортивные секции школьного коллектива физической культуры, спортивные отделения ДЮСШ.
Помощь в организации самостоятельных занятий октябрят и пионеров дома (утренней гимнастики, физкультминутки в перерыве между приготовлением уроков дома, игр и упражнений спортивного характера в свободное время — индивидуально, вдвоем, небольшими группами, командами, в «звездочках», звеньях).
Инструктивные занятия с вожатыми групп октябрят и пионерских отрядов, пионерским активом, физоргами классов (осуществляемые не только в условиях школы, но и в порядке методической работы Домов, Дворцов пионеров).
Работа вожатых групп октябрят, пионерских отрядов, пионерского актива, физоргов классов по выполнению пионерских поручений (проведение игр, физических упражнений в группах октябрят, пионерских звеньях; помощь в судействе спортивных соревнований и т. д.).
В пионерском лагере физическое воспитание играет особенно большую роль в обеспечении здорового и содержательного отдыха школьников. Работа по физической культуре и спорту здесь
согласуется с твердо установленным режимом пионерского лагеря. Исходя из важнейшего принципа пионерской работы — всестороннее развитие инициативы и самодеятельности детей, —- физкультурно-спортивные занятия в лагере организуются на основе добровольного участия в них. Вместе с тем обязательными в пионерском лагере являются утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, обучение плаванию. В содержании занятий преимущество отдается таким видам деятельности, осуществление которых затруднено в школьных условиях (плавание, туризм, игры на местности, некоторые подвижные и спортивные игры, требующие больших по размеру площадок), и сдаче соответствующих нормативов комплекса
ГТО
Наряду с утренней гимнастикой и обучением плаванию ( часы,, отведенные для оздоровительных процедур) в режиме лагерного дня предусматриваются занятия по физической подготовке со «звездочками», группами октябрят, в звеньях и отрядах пионеров (в занятия с пионерами, не сдавшими норм ГТО I и II ступеней, включается прежде всего подготовка к выполнению этих норм), прогулки, экскурсии и туристские походы с играми и упражнениями на местности, с зачетом туристских норм ГТО, военно-спортивные игры «Зарничка » и «Зарница». Обычно во второй половине дня функционируют кружки и секции по различным видам спорта, тренируются команды по подвижным и спортивным играм. По отдельным видам спорта, включенным в I и II ступени ГТО, организуются соревнования, а в конце лагерной смены проводится итоговая спартакиада. Мероприятия по физической культуре и спорту включаются, как правило, в содержание общелагерных праздников.
Хорошая постановка физического воспитания в пионерском лагере гарантируется четким определением обязанностей и согласованностью действий администрации лагеря (его начальника и заместителей), старшего пионервожатого, педагога-специалиста, вожатых групп, звеньев и отрядов, инструктора по плаванию, педагогов-воспитателей, медицинского персонала. Для пионервожатых и физкультурно-спортивного актива предусматриваются регулярные инструктажи по вопросам физического воспитания.