Физическое воспитание
Методические основы и формы организации
Некоторые отправные положения
Профессионально-прикладная физическая подготовка строится в единстве с общей физической подготовкой. Необходимость органического сочетания их обусловлена объективными закономерностями функционирования и совершенствования организма человека. В науке и практике физического воспитания, как уже было отмечено (гл. I), накоплено много фактов, указывающих на то, что разносторонняя физическая подготовленность создает положительные предпосылки для специализированного развития организма. При достаточно высокой степени развития всех основных физических качеств можно достигнуть более глубокого совершенствования отдельных качеств и навыков, имеющих особенно важное значение в избранной профессиональной деятельности. Приобретаемые в процессе общей физической подготовки многообразные двигательные навыки и умения являются тем фондом, благодаря которому легче и быстрее образуются новые формы движений. Исследованиями подтверждена закономерная положительная связь между общей физической подготовленностью и специфической работоспособностью в процессе труда.
Отсюда следует, что общая и специальная прикладная физическая подготовка должны составлять единую систему мер по физическому воспитанию с профессиональной направленностью.
Одним из самых существенных моментов в построении такой системы является правильный подбор средств (исходя из разрешаемых задач и с учетом закономерностей переноса тренированности). В полной мере учесть эти закономерности — значит обеспечить наибольшее положительное влияние упражнений на развитие профессиональных качеств и навыков, а следовательно, и на профессиональную работоспособность. Степенью положительного переноса сформированных навыков и развитых качеств в конечном счете определяется практическая эффективность физического воспитания с профессиональной направленностью.
Физическая подготовка, организуемая вне связи со спецификой труда, далеко не всегда способствует овладению профессиональным мастерством и, более того, может затруднить—в силу отрицательного переноса — формирование профессиональных качеств и навыков, что показано в ряде исследований (Л. А. Вейднер-Дубровин , Н. К. Меньшиков и др.). Конкретными причинами в таких случаях обычно бывают: выраженный недостаток в степени развития профессионально важных качеств или чрезмерное развитие качеств, плохо совместимых с особенностями профессиональной деятельности. По данным указанных исследований, недостатки в координации движений, даже при относительно высоком развитии силы, быстроты и выносливости, значительно затрудняют формирование навыков вождения автомобиля, пилотирования самолета. Несоразмерное развитие силовых качеств может отрицательно отразиться на овладении тонкими двигательными навыками, вызвать скованность, напряженность в действиях. Показательно также, что некоторые боксеры и футболисты, отличающиеся большой резкостью движений, испытывают затруднения при выполнении плавных и тонко координированных (дозировочных)д вижений. Особенно это проявляется на начальном этапе профессионального обучения.
Для практики профессионально-прикладной подготовки особенно существенное значение имеет использование следующих видов переноса эффекта упражнений:
а) так называемого однонаправленного (однородного) переноса качеств (например, выносливости, приобретенной в подготовительных упражениях , на выносливость в процессе трудовой деятельности);
б) переноса качеств, приобретенных при работе мышц одной стороны тела, на работоспособность симметричных мышц противоположной стороны тела;
в) разнородного переноса качеств (например, силы на быстроту);
г) переноса эффекта тренировки в каких-либо упражнениях на устойчивость организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды;
д ) переноса двигательных навыков.
Однонаправленный перенос наблюдается в пределах однотипных функциональных возможностей (Л. П. Матвеев). Например, у учащихся ПТУ, занимающихся баскетболом, волейболом и настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов (С. А. Полиевский , 1969).
Степень переноса качеств, приобретенных при работе мышц одной стороны тела, на работоспособность симметричных мышц может достигать 70—80% прироста показателей локальной силы, быстроты движений и выносливости мышц, которые подвергались тренировке (Н. В. Зимкин ). Подобный перенос происходит и в отношении мышечного тонуса и координации движений. Использование механизма такого переноса, например, для развития тонкой координации рабочих действий представляется одним из важных методических путей в совершенствовании профессиональных качеств.
При использовании неспецифического эффекта переноса важно учитывать, что повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям с помощью физических упражнений может быть обеспечено лишь в результате систематических занятий на протяжении длительного времени, измеряемого месяцами (Н. В. Зимкин ).
Перенос сформированных навыков характеризуется, в частности, способностью применить их в иных, изменившихся условиях. Речь здесь идет о прикладных навыках, которыми овладевают занимающиеся в процессе физического воспитания с целью использования их как «фоновых» в трудовой деятельности (например, навыки лазания у рабочих-строителей). С увеличением прочности навыков уменьшается опасность отрицательного переноса. Положительный перенос также находится в прямой зависимости от стабильности и вместе с тем гибкости (приспособительной вариативности) выработанных двигательных навыков.
Все это должно приниматься в расчет при конкретизации состава и методики использования сре дств пр икладной физической подготовки, определяемых в общих чертах существующими программами.
В специально-подготовительных упражнениях важно, как уже говорилось, возможно полно смоделировать рабочие нагрузки, элементы структуры движений и условия, присущие конкретной профессиональной деятельности. Такой методический подход получает все более глубокое практическое воплощение в подготовке к сложным видам профессиональной деятельности (в области космонавтики— Н. Н. Гуровский , М. Д. Емельянов, Е.А.Карпов; летного труда— Н. К. Меньшиков и др.). Однако это не означает простой имитации трудовых операций (такой путь приводил в свое время к вульгаризации самой идеи прикладной подготовки). Речь идет о разработке средств и методов избирательно направленного воздействия, которые позволили бы более эффективно влиять на развитие профессионально важных качеств и навыков, чем это возможно в процессе самой трудовой деятельности (поскольку она протекает по законам труда, а не по законам подготовки).
В целом профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется в соответствии с общими методическими положениями, утвердившимися в советской системе физического воспитания, в том числе согласно общим методическим принципам обучения и воспитания. Особенности конкретизации этих положений частично раскрыты выше. Следует подчеркнуть также, что специфика ряда видов трудовой деятельности требует организации занятий в усложненных условиях: зачастую на открытом воздухе, при разной погоде, в обстановке, максимально приближенной к реально складывающейся в процессе профессионального труда, и т. п. Выполнение упражнений в обстановке, близкой к условиям труда и более усложненной, является одной из характерных черт методики профессионально-прикладной физической подготовки.
Наряду с общими принципами для отдельных видов и разделов профессионально-прикладной подготовки устанавливаются частные методические правила," выражающие специфику данного вида подготовки. Соответствующая проблематика находится сейчас в стадии начальной разработки. Но есть уже и определенные результаты. Например, разработан ряд основных положений вестибулярной тренировки как одного из разделов профессиональной подготовки (А. И. Яроцкий и др.). Соблюдение этих положений позволяет достигать высокой функциональной устойчивости вестибулярного аппарата за сравнительно короткие сроки. Своеобразно организуется профессионально-прикладная физическая подготовка к условиям работы в горячих цехах промышленных предприятий (специальность «горячая обработка металлов»). Тренировка терморегуляторного аппарата строится по принципу контрастного варьирования условий занятий в зимний период времени: «воздух — зал» или «зал — воздух» (В. Н. Варванин ). Создаваемая при этом в каждом занятии контрастность действия термических раздражителей (холода и тепла) позволяет получить повышенный эффект в устойчивости организма при резкой смене температур окружающей среды.