Физическое воспитание
Методические требования
Методика тренировки юных спортсменов получила в последние десятилетия довольно детальную разработку и отражена во многих специальных публикациях. Здесь имеет смысл отметить лишь ряд методических требований, которым должны соответствовать начальные занятия спортом в детском возрасте.
Доминирующее значение широкой общей физической подготовки; многоаспектный характер начальной специализации. Уже подчеркивалось (часть I, гл. II, 4.2), что главное на этапе начальной спортивной специализации — заложить полноценный фундамент будущих достижений, обеспечив прежде всего расширение функциональных возможностей организма, всестороннее развитие физических способностей и богатый фонд разнообразных двигательных навыков и умений. Важно в связи с этим, чтобы начальная специализация не сводилась к узкому кругу упражнений, а строилась бы по типу специализации спортсмена-многоборца. Такая направленность занятий оправдана и по соображениях поэтапного выбора вида спорта, наиболее соответствующего индивидуальным склонностям и способностям. Только по мере выявления индивидуальных способностей детей и повышения уровня их общей физической и спортивной подготовленности можно осуществлять переход к более узкой специализации.
Дидактическая направленность. В спортивной подготовке детей удельный вес обучения больше, чем в подготовке взрослых. Это обусловлено задачей своевременного овладения основами техники и тактики изучаемых видов спорта и особенно благоприятными в детском возрасте возможностями для формирования двигательных умений и навыков.
Изучение основ спортивной техники и тактики проводится первоначально в облегченных условиях, в упрощенном виде и в игровой форме, но, разумеется, при соблюдении правильной основы. Неоднократное повторение отдельных технических приемов и тактических действий в облегченных условиях помогает более быстрому развитию у детей способности экономно и целесообразно выполнять многие упражнения спортивного характера в их целостном, законченном виде (Н. Г. Озолин).
3. Ограничение нагрузок в соответствии с функциональными возможностями растущего организма. В занятиях с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок, особо тщательно соблюдать требования оптимальностц нагрузок в связи с возрастом, полом и уровнем подготовленности детей. Чем младше дети и ниже уровень их физической подготовленности, тем чаще надо предусматривать фазы отдыха, чередовать упражнения, различные по характеру воздействий и целевым установкам.
Число занятий в неделю у детей может быть таким же, как и у взрослых, но меньше, как правило, продолжительность и напряженность занятий (в зависимости от возраста, уровня подготовленности занимающихся, вида спорта и характера занятий).
Недопустимость установки на достижение максимальных спортивных результатов в кратчайшие сроки. Форсированная спортивная подготовка ведет к перегрузке организма юных спортсменов и не способствует дальнейшему их росту. Первым спортивным соревнованиям должна предшествовать предельно тщательная заблаговременная подготовка. В работе с детьми особенно нежелательны внеплановые спортивные соревнования. Исследования показывают, что продолжительность подготовки юных спортсменов к первым крупным состязаниям должна быть в среднем не менее года.
Необходимость учета особенностей построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки. В занятиях со спортсменами-школьниками периодизация спортивной тренировки, принятая для работы со взрослыми спортсменами, соблюдается в измененной форме.
При планировании тренировочного процесса надо иметь в виду, что у школьников-спортсменов повышенные спортивные нагрузки целесообразно совмещать со временем зимних, весенних и особенно летних каникул. Обычно в это время проводятся и наиболее ответственные соревнования.
Общими обязательными условиями успешных занятий детей спортом являются: рациональный режим, обеспечение гигиены быта, занятий спортом, хорошая организация врачебно-педагогиче-ского контроля за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью занимающихся.