Физическое воспитание
Непрерывность
Эта черта тренировочного процесса в спорте характеризуется тремя основными положениями:
спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект спортивной специализации;
воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;
интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, грантирующих в общей тенденции восстановление и повышение работоспособности, причем в рамках тренировочных микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления , в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.
Суть первых двух положений легко понять в свете общего методического принципа систематичности, раскрытого ранее применительно к физическому воспитанию в целом (т. I, гл. VI). Напомним, что когда речь идет о необходимости наслаивать эффект каждого последующего занятия на «следы» предыдущего, то под «следами» обобщенно подразумеваются те функциональные и обусловленные ими изменения в организме, которые вызываются тренировочными занятиями и выражаются в конечном счете в повышении работоспособности спортсмена, в развитии его качеств, формировании или закреплении умений и навыков. Следовательно, принципиальный методический смысл второго положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем создавать условия для прогрессирующих достижений.
Существенно при этом, что в рамках тренировочных микроциклов (серии занятий, составляющих в совокупности относительно законченный фрагмент тренировочного процесса) допускается проведение отдельных занятий на фоне частичного недовосстановления работоспособности или некоторых функциональных показателей (рис. 3). Нагрузочные эффекты предыдущего и последующего занятия в таком случае суммируются особенно значительно, благодаря чему создается мощный стимул для последующих восстановительных и адаптационных процессов.
В то же время благодаря увеличенной частоте занятий создаются благоприятные условия для упрочения усвоенных навыков и повышения их устойчивости при неблагоприятных обстоятельствах. Как свидетельствуют опыт спортивной практики и экспериментальные данные последних лет, такой режим тренировочных занятий может давать значительный положительный эффект даже при использовании нагрузок соревновательного характера. Это справедливо, однако, при достаточной подготовленности спортсмена и чередовании подобных суммарных нагрузок с необходимым компенсаторным отдыхом, который может иметь характер как относительной «разгрузки» (тренировочные занятия с пониженным уровнем нагрузки, активным отдыхом), так и отдыха в прямом смысле этого слова.
Таким образом, общее правило методики физического воспитания — начинать последующее занятие на фоне полного восстановления или «сверхвосстановления »—п олучает в методике спортивной тренировки особое содержание. Здесь это правило распространяется не обязательно на каждое отдельное занятие, а лишь на определенные занятия из числа составляющих некоторую серию (тренировочный микроцикл). Число занятий при этом и величина интервалов между ними зависят от ряда конкретных обстоятельств, в частности от уровня тренированности спортсмена, периодов и этапов тренировки.
Благодаря такому подходу к построению тренировочного процесса он отличается от других форм физического воспитания особой уплотненностью, подлинно органичной непрерывностью. Например, общее число тренировочных занятий в неделю достигает у спортсменов достаточно высокой квалификации 6—12 и более. Разумеется, не все занятия при этом являются основными и равнозначными по нагрузке. Одни из них определяют продвижение вперед (в них спортсмены осваивают новые рубежи и здесь предъявляются наиболее высокие тренировочные требования), другие имеют вспомогательное значение. Основные занятия, если они не направлены преимущественно на развитие специфической выносливости, проводятся, как правило, на фоне восстановленной и повышенной работоспособности относительно тех упражнений, которые являются главными в данных занятиях. Дополнительные же занятия могут проходить при самом различном состоянии работоспособности, тем более что определенная часть их используется как форма активного отдыха.