Физическое воспитание
Общие и специальные задачи в процессе физической подготовки к профессиональной деятельности
Профессионально-прикладная физическая подготовка имеет непосредственной целью содействовать повышению эффективности профессионального обучения и достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций.
Профессионально необходимые качества, навыки и умения, как известно, приобретаются и совершенствуются прежде всего в процессе обучения избранной специальности, а также в процессе само-го труда. Однако овладение рабочими операциями происходит гораздо быстрее, если сочетать процесс профессионального обучения со специальной физической подготовкой. Недостаточно развитые физические способности нередко тормозят овладение профессиональным мастерством. Ряд же видов профессиональной деятельности вообще недоступен без предварительной физической подготовки (например, в авиации, на флоте). Направленная физическая подготовка повышает качество профессионального обучения и одновременно дает значительный экономический эффект, поскольку сокращается учебное время и уменьшаются материальные затраты на подготовку кадров.
В одном из экспериментов (В. Л. Марищук ) курсанты, обучаемые летному делу, проходили специальный курс физической подготовки (24 занятия по 35—60 мин. на протяжении 2 месяцев). В результате для освоения техники пилотирования им потребовалось в два раза меньше времени, чем тем, кто не прошел такой подготовки. То же самое выявилось и в экспериментах по использованию направленной физической подготовки при обучении водителей наземного транспорта (Н. В. Сысоев, И. И. Петрушевский и др.).
Направленное применение специализированных физических упражнений способствует решению ряда задач непосредственно прикладной подготовки к труду и оборонной деятельности: содействует развитию профессионально важных физических и психических качеств, приобретению прикладных умений и навыков, позволяет повысить устойчивость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды (перегреванию, охлаждению тела, пониженному атмосферному давлению и др.) Однако специальная профессионально-прикладная физическая подготовка при всей ее значимости не может заменить общую физическую подготовку, которая составляет фундаментальную основу системы физического воспитания советских людей, в том числе и основу профессионально-прикладной физической подготовки.
Важнейшим фактором обеспечения всесторонней физической подготовленности к производственному труду является широкая общая физическая подготовка, программно-нормативный стержень которой в советской системе физического воспитания составляет, как известно, комплекс ГТО. Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности. По отношению же к ряду профессий это является и эквивалентом широкой прикладной физической подготовки.
Специальные задачи профессионально-прикладной физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить:
развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной профессиональной деятельности (т. е. способностей, входящих в структуру «профессиональных качеств»);
формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые находят применение в избранной профессии либо способствуют ее освоению;
повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности;
развитие средствами физической подготовки волевых и других психических качеств, требующихся в избранной профессии.
Эти задачи решаются в единстве с общевоспитательными и профессионально-образовательными задачами. Все они конкретизируются с учетом особенностей профессии.