Физическое воспитание
Основы организации
В организации физического воспитания студентов тесно сочетаются государственные и самодеятельные начала (см. схему на стр. 204). Общее руководство работой по физическому воспитанию в вузе осуществляется ректоратом. Непосредственно организует и проводит эту работу кафедра физического воспитания. Самодеятельной физкультурной работой руководит правление спортивного клуба института.
Основная функция кафедры физического воспитания — проведение обязательных и факультативных занятий со студентами по государственной программе. Кафедра ведет также учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, организует врачебный контроль и выполняет другие функции, связанные с обеспечением полноценной работы по физическому воспитанию студентов. Совместно со спортивным клубом она направляет самодеятельное спортивное и физкультурно-массовое движение студентов, готовит общественных инструкторов и судей по видам спорта, организует спортивные соревнования и другие мероприятия по физической культуре и спорту.
На преподавателей кафедры физического воспитания помимо основной учебно-воспитательной работы со студентами могут быть возложены другие конкретные обязанности: руководство спортивной работой на факультете, подготовка общественных методистов по проведению гимнастики в режиме учебного дня,- руководство секционными занятиями по отдельным видам спорта и т. п.
На основании данных врачебного осмотра, оценки состояния здоровья и физической подготовленности студенты распределяются для прохождения курса физического воспитания на три группы: специальную, подготовительную и основную. Соответственно создаются три отделения: специальное, подготовительное и спортивного совершенствования, занятия в которых имеют свою специфику как по содержанию, так и по методике (2.2).
Содержание обязательных занятий регламентируется государственной программой, в основе которой лежит Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Для обязательных занятий отводится по 70 часов на I и II курсах (2 часа в неделю). Факультативные занятия планируются на всех курсах, кроме выпускного, из расчета 2—8 часов в неделю, в зависимости от уровня спортивного мастерства занимающихся. Для студентов, зачисленных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, может планироваться до 560 часов обязательных занятий в течение четырех лет (4 часа в неделю).
Численный состав группы, с которой постоянно работает один преподаватель, зависит от особенностей контингента занимающихся. В группах специального отделения число студентов устанавливается кафедрой совместно с врачом. Спецгруппы комплектуются по полу, характеру заболевания и уровню функциональных возможностей студентов. Группы подготовительного отделения состоят из 12 —15 человек, а группы отделения спортивного совершенствования — из 6—12 человек (новички и спортсмены III разряда — 10—12, спортсмены II разряда — 8—10, I разряда и выше — 6— 8 человек).
В городах, имеющих значительное число вузов, созданы объединенные межвузовские спортивные отделения, в которых занимаются спортсмены высокой квалификации (начиная с I разряда). Для таких отделений обеспечиваются оптимальные условия спортивного совершенствования.
Как правило, занятия по обязательному курсу начинаются 1 сентября и продолжаются до 1 июля в течение 35 учебных недель, с перерывами на экзаменационные сессии, каникулы и производственную практику. Со студентами-спортсменами высокой квалификации тренировочные занятия обычно проводятся на протяжении всего учебного год а( при некотором сокращении числа занятий в периоды сессий). Для всех остальных студентов во время сессий и каникул рекомендуются облегченные самостоятельные занятия и активный отдых по заданию преподавателя.
При организации занятий принимаются в расчет сезонно-кли-матические условия, материально-техническая база вуза (в частности, число спортивных сооружений, их пропускная способность), общий режим учебной работы и другие обстоятельства. Чтобы облегчить комплектование однородных по подготовленности учебных групп, стремятся проводить занятия одновременно со всеми студентами одного курса или академическими «потоками».
Основными документами планирования процесса физического воспитания в вузе являются: учебный план, программа, определяющая содержание теоретических и практических разделов работы, график занятий, отражающий порядок прохождения разделов программы во времени и сроки выполнения контрольных норм и требований (см. график на стр.210), рабочие планы, раскрывающие методическую последовательность освоения учебного материала каждого раздела программы, и планы-конспекты отдельных занятий. Совместно со спортивным клубом кафедра физического воспитания разрабатывает положения о соревнованиях (для данного вуза) и календарный план соревнований. Кроме того, составляется общий план работы кафедры, в котором предусматривается весь комплекс мер, необходимых для всестороннего обеспечения процесса физического воспитания студентов.
Результаты физического воспитания студентов оцениваются по показателям текущих контрольных упражнений, зачетных соревнований и данных врачебного контроля. Промежуточные зачетные нормативы разрабатываются кафедрой на основе программы для каждого из трех отделений. Выполнение их организуется в форме соревнований. По обязательной программе студенты сдают зачеты в течение первых 4 семестров. Поэтапный врачебный контроль, обязательный для всех студентов, проводится в начале каждого года (обычно в сентябре). Данные поэтапного и текущего врачебного контроля анализируются не только как показатели сдвигов в состоянии здоровья студентов, но и для оценки эффективности воздействия применяемых средств и методов физического воспитания, с учетом которой вносятся необходимые коррективы в содержание и методику занятий.
Осуществляя предварительный, текущий и итоговый учет подготовленности студентов, основных сторон и условий работы, кафедра физического воспитания и спортклуб фиксируют посещаемость занятий и успеваемость студентов, результаты промежуточных контрольных и зачетных соревнований, выполнение планов подготовки значкистов гто , сопортсменов-разрядников , физоргов, общественных инструкторов и судей по видам спорта, показателей охвата студентов массовыми физкультурно-оздоровительными мероприятиями, высшие спортивные достижения вуза и другие конкретные показатели, которые в сочетании с обобщенными данными врачебного контроля дают возможность всесторонне оценить эффективность деятельности вуза в области физической культуры и спорта.