Физическое воспитание
Основы структуры урока
Школьный урок физической культуры строится в соответствии с общими положениями, определяющими формы занятий в физическом воспитании (т. I, гл. XIII). Как и всякое иное рационально организованное занятие, он состоит из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной. Их общая продолжительность в рамках школьного расписания — 45 мин. (в определенных случаях допускаются сдвоенные уроки, например по лыжной подготовке).
Первая, подготовительная, часть урока используется главным образом для того, чтобы организовать учеников, психологически настроить их на сознательное, активное овладение учебным материалом и выполнение других задач в данном уроке; функционально подготовить организм занимающихся к последующим, более интенсивным и значительным нагрузкам в уроке. Вместе с тем для подготовительной части школьного урока физической культуры характерно, что она имеет не только сугубо вспомогательное значение, но в ней решаются и относительно самостоятельные задачи (формирование и закрепление навыков в строевых и порядковых упражнениях, навыков сохранения правильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-евязоч-ного аппарата и др.).
Начиная урок в I и II классах, учитель сам подает первые организующие команды. С III класса в начале урока класс выстраивается под руководством физорга или дежурного, который затем рапортует учителю по установленной форме. Один из важнейших моментов действий учителя в подготовительной части — постановка задач на данный урок. При этом необходимо четко подчеркнуть его общую направленность, связь с предыдущим уроком и значение выдвигаемых задач, пробудить у учеников стремление к активной деятельности. В то же время не следует слишком детализировать задачи (они будут конкретизироваться по ходу урока перед каждым отдельным видом заданий). Сообщать за "д ачи необходимо не только в доступной, но и в интересной форме, учитывая возраст школьников.
Для начальной организации класса обычно требуется лишь несколько минут, после чего переходят к подготовительным упражнениям. В качестве таковых чаще всего используют ритмичную ходьбу и перестроения, разновидности ходьбы (ходьба скрестным шагом, в приседе и т. д.), кратковременные пробежки, танцевальные шаги, общеподготовительные гимнастические упражнения для основных мышечных групп и упражнения, «подводящие» к основным двигательным действиям в уроке.
Общеподготовительные гимнастические упражнения особенно важны в уроках с учащимися младшего и среднего школьного возраста, поскольку не только обеспечивают активизацию функций организма, но и содействуют формированию правильной осанки и координации движений. У старшеклассников значительное место в подготовительной части урока занимают специально подготовительные, в частности подводящие, упражнения, с помощью которых направленно создают предпосылки для выполнения в основной части урока технически сложных действий. Подготовительная часть при этом все больше приобретает характер специализированной разминки.
При организации класса для выполнения упражнений пользуются различными формами построений: в разомкнутых колоннах, в двух противостоящих шеренгах, в парах и т. д. Примерное число видов упражнений — от 6—8 (в I—III классах) до 10—12 (в старших классах). Обычно среднее число повторений каждого упражнения составляет примерно 6—12 раз. Упражнения должны быть по преимуществу динамичными и охватывать основные группы мышц. Важно следить, чтобы они выполнялись с правильной осанкой и ритмичным глубоким дыханием. Нагрузку следует дифференцировать в зависимости как от возраста, так и половых различий (с IV класса) учащихся. Упражнения можно проводить под образный рассказ и показ учителя, под счет, по объяснению учителя с подсчетом учениками такта «про себя», по обусловленному заданию (когда внимание упражняющегося обращается главным образом на результат действия), с установкой на соревнование («кто, какая колонна, какая группа проделает упражнение лучше»).
Общая длительность подготовительной части урока колеблется чаще всего в пределах 8—12 мин.
Основная часть урока может иметь относительно простую структуру (когда содержание урока однородно — например, подвижная игра) и сложную, состоящую из нескольких подчастей — по числу основных упражнений или видов деятельности, включаемых в урок (например, упражнения с отягощениями, прыжки в высоту, тренировочный бег).
Состав упражнений в основной части комплексного урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние, причем, сочетая упражнения, надо использовать возможность положительного переноса двигательных навыков и не допускать тормозящего действия отрицательного переноса. Обучение новым, особенно технически сложным, двигательным действиям проводят обычно в начале основной части, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки — в середине или ближе к концу основной части.
Число повторений отдельных упражнений зависит от задач урока, степени сложности заданий, их общего количества в уроке, условий, в которых проводится занятие, и методов организации учащихся. Если каждый учащийся успевает выполнить упражнение лишь 1—2 раза, это, как правило, признак неверной организации урока. Общая продолжительность основной части урока обычно не менее 25 мин.
Заключительная часть школьного урока физической культуры используется как для физиологически оправданного завершения его (постепенный перевод организма учеников из состояния повышенной функциональной активности в состояние близкое к исходному), так и для создания определенных предпосылок к последующим занятиям, в том числе и к следующему уроку по другим предметам (если он, разумеется, предусмотрен школьным расписанием). В последнем случае требуется завершить урок физической культуры так, чтобы не только не препятствовать, но и содействовать переключению на иную учебную деятельность.
В заключительной части обычно применяются строевые и порядковые упражнения, дыхательные упражнения, упражнения для снятия мышечной напряженности, упражнения на внимание и другие упражнения, не связанные с интенсивными нагрузками (включая и спокойные игры —г лавным образом в младших классах). В конце урока учитель кратко подводит его итоги, оценивает дисциплину, общие успехи и недостатки, сообщает или напоминает о задании на дом.
Задания на дом можно давать всему классу, группам учеников и отдельным ученикам по ходу урока для закрепления и частичного освоения пройденного материала, совершенствования физических качеств, предупреждения или исправления некоторых отклонений в физическом развитии, а также в целях содействия организации содержательного и здорового досуга детей вне школы (комплексы упражнений для утренней зарядки и физкульт минут во время приготовления уроков дома, примерные игры для проведения их со сверстниками и т. д.). Содержание заданий на дом должно быть, естественно, доступным и не связанным с опасностью травматизма и перегрузки.
Средняя продолжительность заключительной части урока — до 5 мин. в младших классах и до 2—3 мин. в старших.
Методы организации и управления деятельностью учащихся, дозирование нагрузки на уроке
При организации контингента учащихся в школьных уроках физической культуры применяют фронтальный, групповой методы и метод индивидуальной организации (том I, гл. XIII).
Фронтальный метод чаще всего используется в подготовительной и заключительной частях урока; нередко он вполне пригоден и для основной части (главным образом при ее однородном содержании, допускающем выполнение одного и того же задания всеми учениками сразу).
Одинаковое задание может выполняться: а) одновременно всем классом, б) одновременно в группах, отделениях, в) поочередно (по одному, по два, по нескольку учеников) с паузами или потоком (рис. 15). Потоком можно выполнять только прочно усвоенные, не очень сложные упражнения при хорошей дисциплине учеников и надежной страховке, когда учитель может в основном ограничиться общим наблюдением за классом, не уделяя особого внимания отдельным ученикам при выполнении ими упражнений. Шире всего фронтальным методом пользуются в уроках со школьниками младших классов. Существенным достоинством фронтального метода является то, что он позволяет учителю хотя и не детально, но постоянно непосредственно руководить всем классом.
Этот метод может быть использован при отсутствии сложного оборудования.
Групповой метод характеризуется разделением учеников на несколько групп (отделений) и выполнением каждой группой (отделением) «своих» заданий по указанию учителя с помощью подготовленного актива учеников. Задания могут выполняться: а) одновременно всей группой и б) поочередно (по одному, по два ученика). По команде учителя производится смена заданий в груп пах (рис. 16).
Чаще всего к этому методу прибегают, когда основная часть урока включает несколько разнородных и достаточно сложных упражнений.
Главная положительная сторона группового метода в том, что он позволяет учителю уделять избирательное внимание ученикам, выполняющим сложные упражнения, обеспечивать. при этом необходимую страховку и помощь. Групповой метод активизирует учащихся, помогает вызвать их интерес к уроку, облегчает индивидуализацию занятий, поскольку дает возможность подбирать упражнения и режим их выполнения, наиболее соответствующие особенностям состава данной группы (отделения). Ученики распределяются по группам (отделениям) с учетом пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья.
Учитель, осуществляя общее руководство всем классом, непосредственно занимается с тем отделением, где изучаются новые упражнения, требующие страховки (например, на кольцах, опорный прыжок). Остальными группами (отделениями) руководят специально подготовленные учащиеся из числа физкультурного актива. Когда во всех отделениях выполняются освоенные ранее упражнения, учитель может, наблюдая за всем классом, переходить поочередно от одного отделения к другому.
Групповой метод начинают использовать в основном с IV—V классов. Если в классе нет подготовленного актива и ученики еще не приучены к самостоятельной работе, проводить урок групповым методом нецелесообразно. В полной мере этот метод оправдывает себя в дисциплинированных, сплоченных классных коллективах. Здесь выявляется и воспитательная сторона метода. Ученики приучаются к самостоятельным занятиям, приобретают и совершенствуют организаторские навыки.
Иногда фронтальный , а чаще групповой методы сочетаются с общими и индивидуализированными дополнительными заданиями. Речь идет о сравнительно несложных упражнениях, которые выполняются сразу несколькими учениками или индивидуально по заданию учителя в интервалах между основными упражнениями. Особенно целесообразны дополнительные задания в тех случаях, когда ученикам приходится долго ждать своей очереди (например, при выполнении большой группой опорных прыжков с разбега, упражнений в лазании по канату, упражнений на гимнастическом бревне). Дополнительные задания могут иметь различное конкретное назначение: а) облегчить выполнение основного упражнения (на пример, при изучении прыжков в высоту дополнительное задание может быть связано с имитацией перехода планки на гимнастической скамейке или на плинте), б) обеспечить разностороннее воздействие на мышечные группы, «нагрузив» те из них, которые не вовлекаются в активную работу при выполнении основного упражнения (например, если основное упражнение выполняется на гимнастическом бревне, дополнительным упражнением может быть лазание по гимнастической стенке), в) использовать эффект активного отдыха, г) повысить эмоциональность урока, его моторную плотность и т. д.
Упражнения для дополнительных заданий подбираются из числа хорошо освоенных. Они должны быть простыми, доступными, а в случае необходимости и достаточно эмоцион-альными . Место для выполнения дополнительных заданий отводится неподалеку от места исходного положения, которое нужно занять перед основным упражнением, и, как правило, в поле зрительного контроля учителя. Для наблюдения за порядком выполнения дополнительных упражнений выделяются ученики (включая и освобожденных в этот день от физических упражнений).
Если дополнительные задания не унифицированы для всего класса или группы (отделения), а даются каждому ученику индивидуально, то они приобретают характер индивидуальных заданий, которые являются начальной ступенью метода индивидуальной организации деятельности учащихся на уроке. В своей полной форме (как самостоятельный способ организации учащихся при выполнении основных заданий) этот метод используется преимущественно в старших классах. Он характеризуется постановкой различных заданий перед отдельными учениками или (что бывает реже) перед каждым из учеников и самостоятельным выполнением ими индивидуальных заданий под наблюдением учителя, который при необходимости оказывает помощь отдельным ученикам. В определенных случаях ученикам предоставляется и право выбора заданий из числа установленных учителем для данного урока (рис. 17).
Метод индивидуальной организации деятельности учащихся предоставляет наибольшие возможности дифференцированного подхода к ним с учетом уровня их подготовленности, состояния здоровья (и самочувствия в день занятий), личных склонностей и способностей.
Но рациональное использование этого метода предполагает высокую степень дисциплинированности класса, сознательную заинтересованность в результатах занятий и достаточную подготовленность к самостоятельному выполнению упражнений. Требуется также хорошая материально-техническая оснащенность мест занятий и обеспечение безопасности.
Организационно-методической основой последовательности работы и дозирования нагрузок в уроке служат, как известно, «линейный» либо «круговой» (циклический) способы построения его структурных компонентов (т. I, гл. XIII). Известно, что при «линейном» способе различные виды деятельности, заданные в уроке, составляют относительно самостоятельные его компоненты, которые следуют друг за другом без возвращения к ним (например, разучивание нового двигательного действия — 3—4 различных силовых упражнения с дозировкой 6—8 повторений Х 2 каждое — спортивная или элементарная подвижная игра). «Круговой» же, или циклический, способ объединения компонентов урока в своем развитом виде наиболее полно воплощен в «круговой тренировке», которая рассчитана главным образом на комплексное развитие физических качеств в единстве с закреплением и совершенствованием усвоенных двигательных навыков.
«Круговая тренировка» как одна из основных форм построения школьного урока физической культуры начинает использоваться с IV—V классов. К. ней прибегают преимущественно в основной части урока. Конкретная направленность «круговой тренировки», компле кс вкл ючаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки и другие черты методики зависят, естественно, от возрастных особенностей учащихся и уровня их подготовленности.
К типичным чертам организации «круговой тренировки» и школьном уроке прежде всего относятся следующие:
Ученики делятся на группы примерно одинаковой подготовленности в заданных упражнениях, что выявляется обычно путем «прикидки» (испытания на максимально доступное число повторений— те ст «ПМ») в каждом упражнении; в каждой группе назначается ответственный за порядок.
Группы размещаются на нескольких (4—10) «станциях» (местах для выполнения упражнений) с необходимым оборудованием, которые располагаются «по кругу», квадрату и т. п. так, чтобы возможно полно использовать размеры школьного зала или площадки.
На всех «станциях» одновременно под общим руководством учителя выполняются заданные упражнения (в каждой группе свое) с индивидуально нормированной и в то же время относительно одинаковой дозировкой (например, 1/4, 1/3, 1/2 индивидуального максимума повторений).
Упражнения распределяются по «станциям» таким образом, чтобы обеспечить чередование преимущественной нагрузки на основные группы мышц (например: ноги — руки — спина, брюшной пресс — общее воздействие).
По команде учителя (или самостоятельно по мере окончания упражнения) ученики переходят последовательно с одной «станции» на другую, пока не пройдут весь круг.
В условиях школьных уроков физической культуры используются, в частности, следующие варианты круговой тренировки:
I вариант. На каждой «станции» упражнения выполняются в пределах заданного числа повторений (например, 7з «ПМ») спокойно, точно, в произвольном темпе. По общему сигналу все группы переходят на следующую «станцию», где выполняют очередное упражнение в том же порядке и т. д., пока не будет пройден весь «круг». По мере роста работоспособности учеников число прохождений «круга» в целом увеличивается до 3 (на протяжении примерно 4 недель).
II вариант. На каждой «станции» упражнения выполняются в течение 30 сек., с возможно большим числом повторений (но при условии правильного выполнения движений, за чем следят «судьи» из числа учеников; упражнения оцениваются, например, по 5-балльной системе). Между «станциями» вводится отдых 30—45 сек . Общее время прохождения «круга» от занятия к занятию не меняется, а число повторений упражнений увеличивается. Между «кругами» дается пауза 3—5 мин.
III вариант. Как и в I варианте, число повторений на каждой «станции» от занятия к занятию не увеличивается, но ставится задача— со кратить время прохождения веего «круга». (Например, если исходное время, затраченное на преодоление 1 «круга», — 5 мин., двух «кругов»— 12 мин. 30 сек. и трех «кругов»— 17 мин. 30 сек., намечается «целевое» время для 3 «кругов»— 12—15 мин., которое должно быть достигнуто за 4—6 недель.) После достижения целевого времени комплекс упражнений или вариант «круговой тренировки» меняется.
(связь между нагрузками и достижениями довольно быстро становится очевидной даже для младших школьников).
По мере успешного освоения различных вариантов «круговой тренировки» учитель постепенно усложняет их, обновляет комплексы упражнений (примерно через каждые 4—6 недель), вводит более жесткие режимы нагрузки и т. д., ориентируясь при этом на очередные показатели теста «ПМ» и оценку пульсовой реакции на стандартные комплексы упражнений. Важно уже в V—VI классах приучить школьников самостоятельно подсчитывать пульс в паузах между «кругами» и по окончании заданного числа их повторений. Это служит одним из действенных методов самоконтроля.
Для регулирования нагрузки в процессе урока используют все многообразие оправданных приемов. Так, нагрузка в отдельных упражнениях регулируется изменением числа повторений, исходных положений, амплитуды, скорости, темпа, временем, затрачиваемым на их выполнение, применением различных по весу и форме снарядов и предметов (мячей, палок, булав и т. д.). Между упражнениями, которые требуют большой сосредоточенности внимания, повышенных волевых и физических усилий, вводят нормализующие (успокаивающие, отвлекающие или нетрудные) подготовительные упражнения. Чередуя основные упражнения, надо учитывать преимущественную направленность их воздействия, чтобы избежать отрицательного последействия. Например, сразу после упражнений, связанных со значительным усилением деятельности сердца и легких (игры с большой подвижностью, бег «на скорость» и «на выносливость», многоскоки ), в большинстве случаев не следует давать собственно силовых упражнений (лазание по канату, поднимание и переноска груза), а также упражнений на координацию и точность движений, требующих напряженного внимания (метание в цель, упражнения в равновесии, разучивание новых сложных форм движений).
В соответствии с общими принципами управления динамикой нагрузки в школьном уроке необходимо обеспечивать постепенную активизацию функций организма, «врабатывание» (в подготовительной части), использовать повышенную работоспособность для решения главных учебных задач и достижения достаточного тренировочного эффекта (в основной части), нормализовать функциональную активность организма и создавать благоприятные предпосылки для переключения на последующую деятельность (в заключительной части).