Физическое воспитание
Особенности методики и контроля
Методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста имеет особенности на каждом этапе этого периода, что отчасти уже видно из сказанного в предыдущих разделах. Детальный анализ этих особенностей — предмет специальных методических руководств. Здесь следует отметить лишь некоторые особенности. Принято считать, что чем младше дети, тем меньший удельный вес в педагогическом процессе занимают методы использования слова и тем большее значение имеют методы наглядного воздействия. Это верно, если не забывать, что задачи формирования сознания и поведения ребенка требуют особенно продуманного включения слова как специфически человеческого фактора развития.
При объяснении двигательных заданий в любой возрастной группе важно, чтобы на уровне их представлений дети поняли, что нужно сделать и как выполняется упражнение. Чтобы убедиться, что дети задание поняли, им предлагают продемонстрировать действие или рассказать о нем. Учитывая неумение детей долго напрягать внимание, быструю утомляемость во время объяснений, следует привлекать их внимание к немногим деталям, лишь безусловно важным для выполнения задания.
Уже подчеркивалось, что двигательная задача для ребенка всегда должна ставиться в возможно конкретной форме, связываться с наглядным результатом: перепрыгнуть, поймать, догнать, пройти по доске и т. п. При расчленении движения ребенок обычно теряет его смысл, а значит, и интерес к нему. Поэтому следует как можно чаще использовать путь целостного разучивания действия. По тем же причинам необходимо возможно шире применять упражнения с предметами, которые помогают уточнить движения, поднять заинтересованность, усилить воздействие на организм.
Одно из обязательных условий занятий в раннем детском возрасте— фи зическая помощь взрослых. Позже она уступает место грименению различных предметных ориентиров и ограничителей, которые помогают ребенку выполнять движения правильно. Помощь взрослых особенно нужна при уточнении движений, пока нервная регуляция двигательного аппарата детей несовершенна. На первых порах ребенок даже элементарные исходные позы занимает неточно (например, опускает, поднимает или отводит руки при попытке зафиксировать положение «в стороны»).
В обучении дошкольников движениям широко используются также приемы имитации и подражание по доходчивому образу, сюжетно-образные задания (дети «летают, как птицы», «прыгают, как зайцы» и т. п.). Большое значение при этом имеет регулярность повторений-подкреплений.
Дошкольники особенно нуждаются в систематической и внимательной оценке результатов своих усилий со стороны взрослых. Но желать это нужно с хорошим педагогическим тактом, не назойливо, в разнообразной и доходчивой форме.
Педагогический контроль за результатами физическо-ю воспитания в детских яслях и садах осуществляется в самой тесной связи с врачебным контролем, в ходе которого кроме обследования состояния здоровья оцениваются антропометрические показатели физического развития и показатели развития двигательных функций. С этой целью пользуются возрастными схемами развития движений у детей, построенными по принципу выделения ведущих показателей для каждого возрастного периода. Например, для двухмесячных детей таким показателем является умение в положении лежа на животе поднимать голову; для шестимесячных — умение поворачиваться со спины на живот и т. д. Антропометрические измерения также оцениваются согласно определенным стандартам. Такие обследования проводятся на первом году жизни ежемесячно, у детей 1—3 лет — 3—4 раза в год, а в возрасте 3— 7 лет — 2 —3 раза в год.