Физическое воспитание
Переходный период
Это довольно своеобразное звено в системе круглогодичной тренировки. Здесь обеспечивается в первую очередь активный отдых в широком смысле этого слова с целью предупредить перерастание кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в «перетренировку». В то же время это и не перерывы в тренировке: здесь должны быть созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным макроциклами тренировки. Очевидно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальную тренированность, особенно специальную, но можно сохранить ее на таком уровне, который позволил бы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.
Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха, который понимается в данном случае широко: это не только и не столько чередование работы отдельных мышечных групп (узкое значение термина «активный отдых»»); это и смена характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение восстановительных процессов. В определенных случаях используется и довольно большой комплекс специально-подготовительных упражнений с целью поддержать специальную тренированность и устранить частные технические недостатки. Но это оправдано лишь в той мере, при какой не возникает помех для полноценного активного отдыха.
В переходном периоде недопустимы однотипные монотонные нагрузки. Здесь особенно необходимы разнообразие упражнений, варьирование условий занятий (в частности, проведение их в лесу, в горах и т. д.), ярко выраженные положительные эмоции. Спортсмену предоставляются широкие возможности для выбора предмета занятий, лишь бы они доставляли удовольствие и не превращались в принудительную нагрузку.
Переходный период включает обычно не более 2—3 мезоциклов , построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных. При этом составляющие их микроциклы не отличаются жесткой организацией.
То же самое относится и к режиму отдельных занятий. (Например, основой организации занятий в значительной части переходного периода может стать свободный режим многодневного туристского похода.)
Как и любая фаза периодического процесса, переходный период не имеет резких границ. По мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена этот период перерастает в подготовительный период очередного макроцикла тренировки.
Вместо переходного периода иногда вводят относительно кратковременную разгрузочную фазу типа восстановительного мезоцик-ла или даже микроцикла. Так бывает чаще всего тогда, когда спортсмен не получал достаточно высоких нагрузок: недостаточно часто тренировался в подготовительном периоде, мало выступал в соревнованиях. В таких случаях целесообразно строить тренировочный процесс по типу «сдвоенного макроцикла », где вслед за соревновательным периодом идет второй подготовительный, затем второй соревновательный и лишь затем переходный период (рис. 10). Подобное построение тренировки может быть оправдано и в некоторых других случаях (в частности, при использовании полугодичных циклов тренировки).