Физическое воспитание
Подготовительное отделение
В это отделение зачисляются практически здоровые студенты, не прошедшие до института специальной спортивной подготовки и не достигшие по тем или иным привходящим причинам значительного уровня общей физической подготовленности.
Основное содержание практических занятий в отделении составляет широкая общая и профессионально-прикладная физическая подготовка. В качестве средств общей физической подготовки используются в первую очередь упражнения, входящие в комплекс ГТО IV ступени. Для относительно более физически подготовленных студентов выполнение норм комплекса планируется на первый год обучения, для менее подготовленных — на два года.
В большинстве занятий комплексируется материал из различных разделов программы (гимнастика — игры; спортивно-вспомогательная гимнастика — легкая атлетика и т. д.) с поочередным преимущественным распределением времени на основные разделы. Вместе с тем проводятся и занятия с однородным содержанием, (лыжная подготовка, плавание). В каждом академическом семестре система занятий по физической подготовке может строиться как относительно законченный тренировочный макроцикл , а внутри его в виде средних циклов, часть из которых совпадает с прохождением отдельных разделов программы. Такие циклы целесообразно завершать контрольными занятиями или сдачей программных нормативов. В системе циклов при переходе от одних разделов программного материала к другим важно соблюдать преемственность в воспитании основных физических качеств с тем, чтобы обеспечивалась непрерывность процесса поступательного развития общей физической работоспособности. Необходимо также учитывать закономерности переноса двигательных навыков.
Наряду с воспитанием физических качеств большое внимание в подготовительном отделении уделяется обучению технике двигательных действий. За два года обязательных занятий студенты этого отделения должны освоить от нескольких десятков до двухсот (в зависимости от предшествовавшего двигательного опыта) форм физических упражнений. Такое обилие учебного материала при жестком лимите времени обязывает четко определять возможную степень освоения двигательных действии и умело планировать процесс обучения. Большое значение в связи с этим имеет распределение студентов подготовительного отделения на учебные группы по уровню подготовленности, выделение для каждой из них основного учебного материала и определение оптимальной последователь* ности его прохождения. Предпочтение при прочих равных условиях следует отдавать тем разделам, в которых предусмотрено овладение основными жизненно необходимыми навыками, в том числе профессионально-прикладными.
Общий бюджет времени занятий подготовительного отделения увеличивается благодаря вовлечению студентов в факультативный курс общей физической подготовки (2 часа еженедельно). Студенты, успешно выполняющие общие нормы и требования программы, могут быть переведены в отделение спортивного совершенствования.
Отделение спортивного совершенствования
В это отделение зачисляются студенты, получившие до поступления в вуз спортивную квалификацию или достаточно хорошо физически подготовленные для начала спортивной специализации. Занятия в отделении направлены на решение общих задач вузовского курса физического воспитания и вместе с тем на достижение значительных результатов в избранном виде спорта, в связи с чем бюджет времени (вместе с факультативными занятиями) увеличивается до 8 часов в неделю.
Такие виды спорта, как спортивная гимнастика, легкая атлетика, плавание, баскетбол, волейбол, ручной мяч, а также (там, где имеются необходимые природные условия) лыжный и конькобежный, культивируются во всех вузах страны. Этот обязательный минимум видов спорта дополняется другими в зависимости от местных условий М ногие крупные вузы организуют специализацию по 20 и более видам спорта.
Система занятий в отделении спортивного совершенствования строится в соответствии с основными закономерностями процесса спортивной тренировки (ч. I, гл. 1.2). При этом конкретные черты структуры и содержания подготовки спортсменов-студентов отражают особенности периодики учебного процесса (деление учебного года на семестры, сессионные и каникулярные периоды) и другие условия работы в высшей школе. Так, во многих случаях целесообразно строить тренировочный процесс в форме полугодичных или «сдвоенных» циклов, приурочивая их к учебным семестрам так, чтобы этапы тренировки с повышенными нагрузками и этапы основных соревнований не совпадали с периодами сессий, а предшествовали им или приходились на каникулярное время. Это правило необходимо соблюдать и в тех случаях, когда тренировочный проце сс стр оится в форме годичных циклов. Подготовительный период тренировки тогда нередко совмещают с первым семестром, а соревновательный — с зимними каникулами, несессионной частью второго семестра и началом летнего академического отпуска. Учитывая, что кумуляция физических и интеллектуальных нагрузок может неблагоприятно сказываться на психической работоспособности студентов (М. Я. Виленский , Г. Д. Горбунов и др.), надо на сессионное время планировать снижение напряженности тренировочных занятий (например, строить тренировку в это время по типу «восстановительно-поддерживающих» или «восстановительно-подготовительных» мезоцйклов ). Рекомендуется, в частности, использовать упражнения, отличающиеся умеренной интенсивностью, что позволяет, с одной стороны, избежать чрезмерной кумуляции тренировочных и академических нагрузок, а с другой — не снижать уровня физической подготовленности (М. Я. Виленский , Р. Г. Зубцов).
Студенты-спортсмены высших разрядов, входящие в состав сборных команд ДСО, республики, страны, тренируются по плану подготовки соответствующей команды, составленному с учетом общесоюзного и международного календаря соревнований. Чтобы обеспечить возможно оптимальное сочетание академических занятий и спортивной деятельности, для этой категории студентов предусматривается индивидуальный график выполнения вузовской программы, допускающих гибкое регулирование затрат времени (предоставление академических отпусков для выезда на тренировочные сборы перед ответственными соревнованиями, сдача зачетов и экзаменов во внесессионное время и т. д.).
Как и все другие студенты, занимающиеся в отделении спортивного совершенствования должны выполнить программные нормы и требования по общей и профессионально-прикладной физической подготовке. Выполнение нормативов IV ступени комплекса ГТО (теми, кто не сдавал их ранее) обычно приурочивается к первому году занятий. Причем упражнения комплекса используются в зависимости от особенностей спортивной специализации как средства общей физической подготовки, место и удельный вес которых в тренировочном процессе определяются согласно правилам оптимального построения спортивной тренировки (повышенный удельный вес на первом этапе подготовительного периода, пониженный — на специально-подготовительном этапе и т. д.).
Студенты, занимающиеся в отделении спортивного совершенствования, как правило, быстрее и успешнее других справляются с общими задачами вузовского курса физического воспитания, приобретают более глубокие специальные знания (в области спортивной техники, тактики, методики тренировки и т. д.). Это отделение — основной поставщик в вузе общественных спортивных кадров — инструкторов, судей по спорту, физоргов. Неслучайно оно становится все более существенной формой организации вузовского курса физического воспитания.
Дополнительные занятия
Кроме обязательных и факультативных занятий, проводимых в рамках общего учебного расписания, в вузе организуются дополнительные занятия, подчиненные выполнению программы физического воспитания. Это могут быть самостоятельные занятия по заданию преподавателя, занятия, проводимые преподавателем с отстающими или слабо подготовленными студентами, физкультурные паузы и вводная гимнастика в режиме учебного дня, занятия по прикладной физической подготовке и другим разделам программы в период учебной практики.
Самостоятельные занятия по заданию преподавателя приобретают все более существенное значение в качественной реализации задач вузовского курса физического воспитания. Задания для таких занятий преподаватель разрабатывает на основе программного материала и графика его прохождения, имея в виду активизировать студентов для устранения индивидуальных недостатков в физической подготовленности, освоения и совершенствования отдельных умений и навыков, содействия развитию физических способностей. В отделении спортивного совершенствования самостоятельные занятия приобретают значение обязательной постоянной части тренировочного процесса.
Для самостоятельных занятий студентов кафедра предусматривает время в режиме рабочего дня, предоставляет гимнастические залы и другие сооружения, проводит методические консультации. Самостоятельные занятия в сочетании с основными занятиями гарантируют оптимальную непрерывность процесса физического воспитания, позволяют увеличить общий бюджет времени, используемого для направленного физического совершенствования (до 100 часов в год и более), и в результате способствуют значительному повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности вуза в сфере физической культуры и спорта.
Занятия, проводимые под непосредственным руководством преподавателя, организуются, как правило, перед сдачей контрольных или зачетных нормативов по отдельным разделам программы. К этим занятиям привлекаются студенты, отстающие в успеваемости (из-за недостаточной предварительной физической подготовленности или по другим причинам). В зависимости от количества таких студентов и степени отставания дополнительные занятия проводятся с группой студентов или индивидуально.
Гимнастика как элемент рациональной организации режима учебного дня в вузе представлена главным образом в форме физкультурных пауз, которые вводятся обычно после первых 4 часов аудиторной работы. Продолжительность физкультпаузы 8—10 мин. Комплексы физических упражнений составляются в соответствии с правилами производственной гимнастики для работников умственного труда. Через каждые 2—3 недели эти комплексы обновляются. Физкультпауза проводится одновременно для всего академического «потока» (при этом обычно пользуются местным радиовещанием) или по группам, в аудиториях либо, если позволяют условия, на открытых площадках (на переменах) под непосредственным руководством общественных методистов (обычно из числа студентов), которых готовит, инструктирует и направляет ответственный преподаватель кафедры физического воспитания.
Занятия по курсу физического воспитания в период учебной практики чаще всего организуют в условиях выездной «полевой» практики студентов тех вузов, Вкоторых она предусматривается по учебному плану (геологические, географические, геодезические, биолого-почвенные и т. п. институты и факультеты). Содержание этих занятий определяется в основном специальной программой профессионально-прикладной физической подготовки. В период учебной практики организуются также занятия по подготовке и сдаче нормативов компекса ГТО, проводятся матчевые встречи и другие соревнования по отдельным видам спорта, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия. Одновременно большое внимание уделяется правильной организации всего режима жизни студентов: рациональному порядку сочетания учебного труда и отдыха, выполнению утренней гигиенической гимнастики, закаливанию и т. д.