Физическое воспитание
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки)
Второе наименование этого периода, приведенное в скобках, по существу, более точное. Оно подчеркивает фундаментальный характер подготовки, проводимой в первом периоде макроцикла , по отношению к другим периодам и учитывает, что подготовка в широком смысле проходит в различных формах на протяжении всего макроцикла . Термин «подготовительный период» в данном отношении не вполне удачен, но он более краток и поэтому широко закрепился в специальной терминологии. Применяя его, следует помнить, что он условен и обозначает период фундаментальной подготовки.
Этот период подразделяется на два крупных этапа — так называемые «общеподготовительный » и «специально-подготовительный». Первый из них зачастую более продолжителен, особенно у начинающих спортсменов.
Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе — создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма.
Главная из таких предпосылок — это повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие физических спосооностеи (силовых, скоростных, координационных, выносливости), а также пополнение фонда двигательных навыков и умений. Поэтому ведущей стороной содержания тренировки здесь является общая подготовка (отсюда и название этапа — «общеподготовительный »).
Это не следует понимать в том смысле, будто удельный вес общей подготовки здесь всегда превышает удельный вес специальной подготовки. Их конкретные пропорции существенно зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, его специализации, спортивного стажа и других обстоятельств. Бывают оправданны, например, такие соотношения (по времени, затрачиваемому соответственно на общую и специальную подготовку), как 3: 1 (главным образом у начинающих спортсменов), 3:2, 2:2. Справедливым остается лишь то, что общая подготовка всегда занимает на первом этапе более значительное место, чем на последующих . Здесь значительно шире представлены упражнения разностороннего (по отношению к избранному виду спорта) воздействия, причем допускаются гораздо более свободные вариации в их использовании.
Специальная подготовка на первом этапе создает специфические предпосылки спортивной формы путем развития отдельных компонентов специальной тренированности, освоения или перестройки навыков и умений, входящих в состав избранной спортивной техника и тактики. Основными средствами при этом служат избирательно направленные специально-подготовительные упражнения. Целостные соревновательные упражнения здесь используются в ограниченном объеме и главным образом в видоизмененной форме (бег на дистанции, превышающие соревновательную или укореченные по сравнению с ней, метание утяжеленных или облегченных снарядов, прыжки с укороченного разбега и т. д.). Дело в том, что частое воспроизведение соревновательных действий в том самом виде, в каком они были освоены ранее, лишь закрепляло бы старые навыки и тем самым ограничивало бы возможность достижения в новом цикле более высокого уровня спортивного мастерства.
Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема (рис. 7). Здесь выполняется основная по объему подготовительная работа, обеспечивающая устойчивую спортивную форму. Суммарная интенсивность нагрузки возрастает лишь постольку, поскольку это не исключает возможности увеличен ия ее о бщего объема вплоть до начала следующего этапа тренировки. Такая динамика нагрузок на первом этапе закономерна, так как ускоренное наращивание общей интенсивности означало бы форсирование тренировки, что хотя и не исключает иногда быстрого подъема тренированности, но не может гарантировать в дальнейшем устойчивой спортивной формы. Ее стабильность зависит в первую очередь от объема подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполнена. Эта закономерность как раз и учитывается при построении подготовительного периода тренировки.
Отмеченная особенность нагрузок проявляется несколько по-разному— в зависимости от вида упражнений и их назначения в тренировке (см. рис. 7). В наибольшей мере она характеризует динамику нагрузок в подготовительных упражнениях, направленных на разностороннее развитие работоспособности. Что касается упражнений, моделирующих предстоящую соревновательную деятельность, то объем их, как следует из сказанного выше, растет в пределах первого этапа менее значительными темпами, интенсивность же с самого начала стремится к уровню, адекватному запрограммированному спортивному результату.
Используя эти упражнения на первом этапе, стремятся не исказить общей тенденции постепенного нарастания нагрузок и вместе с тем заблаговременно начать воздействовать на специфические механизмы работоспособности в избранном виде спорта.
Типичные формы мезоциклов первого этапа — «втягивающие» и «базовые». Последние могут иметь более значительную протяженность, чем на последующих этапах, что обусловлено относительно менее высоким уровнем интенсивности нагрузок. Число мезоциклов данного типа зависит от степени предварительной тренированности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств.
Специально-подготовительный этап. Тренировка на этом этапе строится так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Если на первом этапе создавались и улучшались ее фундаментальные предпосылки, то теперь эти предпосылки должны быть развиты и сведены воедино как гармонические компоненты оптимальной готовности спортсмена к намеченным достижениям. Исходя из этого, все стороны содержания тренировки направлены здесь прежде всего на развитие специальной тренированности, углубленное освоение и совершенствование избранных технических и тактических навыков и умений в том самом виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно проводится и специальная психическая подготовка спортсмена к этим состязаниям.
Спортивная форма приобретается непосредственно в процессе и в результате упражнений, которые моделируют, а затем и полностью воспроизводят во всех деталях предстоящие соревновательные действия. Поэтому, как ни велико значение общей физической подготовки, на втором этапе подготовительного периода ее удельный вес уменьшается, а удельный вес специальной подготовки соответственно возрастает (ориентировочно до 60—70 и более процентов всего времени, отводимого на тренировку). Изменяется также состав сре дств сп ециальной подготовки: постепенно увеличивается доля соревновательных упражнений.
Соревнования по мере завершения подготовительного периода занимают все более значительное место в тренировке. В то же время они не утрачивают подготовительного характера («прикидки», контрольно-тренировочные состязания и т. п.) и органически входят в структуру тренировки как одно из важнейших средств и методов подготовки к предстоящим основным состязаниям. В связи с этим одной из типичных форм построения тренировки на втором этапе служит «контрольно-подготовительный » мезоцикл , включающий серию состязаний с ограниченной ответственностью (они могут быть официальными, но при условии, однако, что это не лишает их подготовительного значения).
Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, но не по всем параметрам (см. рис. 7). Повышается прежде всего абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых характеристик движений. По мере роста интенсивности общий объем нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться. Это объясняется необходимостью, во-первых, создать условия для существенного повышения интенсивности — ведущего фактора развития тренированности на втором этапе; во-вторых — облегчить протекание долговременных перестроек, вызванных в организме по механизму «запаздывающей трансформации» большим объемом подготовительной работы, которая выполнена на первом этапе. Лишь снизив на определенное время общий объем нагрузок и соответственно повысив их интенсивность, можно трансформировать результаты предыдущей работы (если она, конечно, достаточно велика) в стремительный рост спортивных показателей. Степень снижения объема зависит при этом от его величины на предыдущем этапе. Оно происходит вначале за счет общеподготовительных упражнений. На этом фоне продолжает возрастать объем специально-подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается и этот компонент общего объема нагрузок. Исключение составляют в основном соревновательные и близкие к ним специально-подготовительные упражнения, объем которых в суммарном выражении продолжает увеличиваться (см. рис. 7).
В силу повышения общей напряженности тренировки средние «волны» динамики нагрузки на втором этапе обычно укорачиваются (ориентировочно до 3—4 недель). Соответственно изменяется структура мезоциклов тренировки: в них чаще вводятся «ударные» и, с другой стороны, «разгрузочные» микроциклы.
Если сразу же за подготовительным периодом следует одно из наиболее ответственных соревнований, то заключительная часть периода строится в виде предсоревновательного мезоцикла . В это время стремятся создать такой ритм нагрузок и отдыха и так смоделировать конкретные условия предстоящих стартов, чтобы подвести к ним спортсмена в состоянии наивысшей работоспособности.
Варианты подготовительного периода. Структуру подготовительного периода в целом можно представить как систему мезоциклов разного типа, состав которых меняется в зависимости от общей длительности периода, особенностей календаря соревнований и других обстоятельств, бывая как пол-н ы м, так и сокращенным.
В условиях годичного цикла тренировки с удлиненным подготовительным периодом, типичным для стайерских видов спорта, целесообразна, например, следующая система мезоциклов (далее сокращенно МЗЦ): втягивающий МЗЦ — базовый МЗЦ (общеподготовительный , развивающий)—б азовый МЗЦ (стабилизирующий) — базовый МЗЦ (специально-подготовительный, развивающий) — контрольно-подготовительный МЗЦ — шлифовочный МЗЦ — пред-соревновательный МЗЦ.
В этом примере представлен полный «набор» мезоциклов подготовительного периода. В сокращенных вариантах отдельные мезоциклы — прежде всего из числа повторяющихся — выпадают, а функции их в той или иной мере переходят к аналогичным или близким по типу остающимся мезоциклам . Вот некоторые из возможных вариантов:
1. Варианты сокращенного подготовительного периода в годичном цикле (в основном для скоростно-силовых видов спорта):
— втягивающий МЗЦ — базовый МЗЦ (развивающий) — контрольно-подготовительный МЗЦ — шлифовочный МЗЦ (с элементами предсоревновательного ). Или:
— втягивающий МЗЦ — базовый МЗЦ (общеподготовительный )— базовый МЗЦ (специально-подготовительный)—п редсоревновательный МЗЦ.
2. Вариант подготовительного периода в полугодичном цикле:
— втягивающий МЗЦ — базовый МЗЦ — предсоревновательный МЗЦ.
3. Вариант подготовительного периода во втором полуцикле так называемого «сдвоенного» цикла (где второй подготовительный период начинается без предшествующего переходного периода):
— базовый МЗЦ (общеподготовительный ) — базовый МЗЦ (специально-подготовительный) — предсоревновательный МЗЦ.
Современные исследования по проблемам структуры спортивной тренировки направлены, помимо всего прочего, на то, чтобы вскрыть все богатство оправданных вариантов построения подготовительного периода, точно определить условия, при которых они становятся целесообразными, и отобрать оптимальные варианты для данных конкретных условий. Наиболее общим критерием оптимальности служит спортивный результат, достигаемый в конце подготовительного периода. В принципе он должен превышать лучший результат предыдущего микроцикла тренировки либо вплотную приближаться к данному уровню. (В видах спорта, не имеющих точной количественной оценки спортивного результата, соответствующий критерий устанавливается на основе нормативов в контрольных упражнениях.)