Физическое воспитание
Построение спортивной тренировки
Стороны и черты спортивной тренировки всегда выделяются с некоторой условностью (гл. I), реально компоненты тренировочного процесса не существуют в изолированном виде. Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов (частей, сторона звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Говоря более развернуто , структура тренировки характеризуется, в частности:
порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки и т. д.);
необходимыми соотношениями параметров тренировочной нагрузки (количественных характеристик объема и интенсивности тренировочной работы);
определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы, или стадии, данного процесса, во время которых он претерпевает закономерные изменения. Структура спортивной тренировки определяется в конечном счете ее объективными закономерностями, частично рассмотренными в предыдущей главе (единство общей и специальной подготовки, непрерывность, цикличность и др.), причем на конкретные формы ее построения влияет вся совокупность основных условий спортивной деятельности: общий режим жизни, календарь соревнований и т. д. С учетом протяженности времени, в пределах которого формируются те или иные звенья тренировочного процесса, различают:
микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия и микроцикла (например, недельного);
мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);
макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
По мере развертывания тренировочного процесса во времени его структурная организация усложняется. Это обстоятельство до недавних пор недостаточно учитывалось в теории и практике спорта. Система структурных объектов тренировки редко становилась предметом специальных исследований. Приоритет в проведении таких исследований принадлежит советским специалистам.
Структура отдельного тренировочного занятия и микроциклов тренировки
Особенности структуры отдельных тренировочных занятий
Исходным целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия (урочного или неурочного характера). Тренировочные уроки, равно как и неурочные формы занятий в спорте, имеют ряд общих черт, типичных для структуры любого рационально организованного занятия физическими упражнениями (т. I, гл. XIII). Отдельное тренировочное занятие имеет три типичные части: подготовительную (получившую в спорте название «разминки»), основную и заключительную. Остаются справедливыми и общие принципиальные положения, высказанные ранее относительно назначения и субординации этих частей.
Особенности структуры спортивно-тренировочного занятия вытекают прежде всего из специфики его содержания, которое в большинстве случаев характеризуется строго избирательной направленностью и связано с повышенными функциональными нагрузками. Для спортивной практики в принципе не типична множественность основных задач, намечаемых на отдельное занятие. Повышенная сложность задач спортивного совершенствования обязывает концентрировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге дел-заданий. Охват же всей совокупности задач достигается путем увеличения общего числа занятий (до двух и более в день).
Нередко основное содержание спортивно-тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также могут строиться в значительной мере на материале бега. Такая однородность содержания занятия придает его частям своеобразную монолитность: подготовительная и заключительная части приобретают ярко выраженную служебную функцию по отношению к основной части; соответственно устанавливаются соотношения этих частей по времени и другие детали структуры.
При более разнообразном содержании занятия его структура, естественно, усложняется, прежде всего в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередования нагрузок и отдыха и т. д. Тем не менее структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.
Вполне очевидна зависимость структуры занятий от особенностей спортивной специализации. Так, тренировочный урок в многоборье зачастую имеет более сложное построение, чем в отдельных видах спорта, поскольку в первом случае чаще приходится комплексировать в рамках одного урока несколько разнородных упражнений. Существенно различаются в зависимости от специализации соотношения частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и другие моменты его построения. Длительность отдельного занятия, скажем, у тяжелоатлетов в большинстве случаев значительно короче, чем у представителей стайерских видов спорта (у велосипедистов-шоссейников , например, она достигает нескольких часов), причем удельный вес подготовительной части у первых обычно повышен и элементы ее содержания повторяются внутри основной части урока (если в нее включено, как это обычно бывает, несколько основных тренировочных упражнений).
Для спортивно-тренировочных форм занятий в целом характерна повышенная моторная плотность (отношение времени, занятого активной двигательной деятельностью, к общей длительности занятия). Она обеспечивается, в частности, широким использованием специальных вариантов «круговой тренировки», которые предусматривают ряд эффективных способов организации тренировочной работы (круговая тренировка по методу интенсивной интервальной работы, круговая тренировка по методу экстенсивной интервальной работы и т. д.). Эти способы детально описаны в специальных руководствах.
Особенности структуры тренировочных занятий в спорте вытекают также из уплотненного режима нагрузок и отдыха в суточном и недельном распорядке жизни спортсмена. При ежедневной тренировке, что характерно в настоящее время для режима высококвалифицированных спортсменов, каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и последующим. В зависимости от величины и преимущественной направленности нагрузки в предыдущем занятии меняется величина и направленность нагрузки в последующем, что связано, в свою очередь, с видоизменением тех или иных деталей его структуры. Когда же тренировка проводится дважды в день и чаще (что, как уже говорилось, возможно в определенные периоды у спортсменов высокой квалификации), то взаимосвязь смежных занятий и наряду с этим вариабельность их структуры становятся еще более существенными. При 2—3 занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую-суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха в несколько часов. Естественно, что разминка, ее соотношение с основной работой и другие элементы структуры второго занятия будут во многом определяться последействием первого занятия, точно так же, как особенности построения третьего занятия будут зависеть от суммарного последействия первого и второго занятий.
Отсюда нетрудно сделать вывод, что структура тренировочных занятий в спорте характеризуется в принципе широкой вариабельностью. Сильно колеблется и длительность отдельных занятий. В отличие от школьного или иного урока, длительность которого жестко лимитирована постоянным учебным расписанием, время спортивно-тренировочного занятия можно варьировать в диапазоне от десятков минут (занятие вспомогательного характера) до нескольких часов. Это зависит от конкретного содержания занятия, которое обусловлено, в свою очередь, его местом в микроцикле и общей системе построения спортивной тренировки.