Физическое воспитание
Специализированные направления в системе физического воспитания
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА
СОДЕРЖАНИЕ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЧЕРТЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Вводные представления о спортивной тренировке
Определение понятий
Термин «тренировка», как и многие другие, неоднозначен. Этим словом чаще всего обозначают процесс упражнения, или приучения. Однако его конкретный смысл может быть существенно различным . Так, говорят о «физической тренировке», «умственной тренировке», «психорегулирующей тренировке», «интервальной тренировке», «круговой тренировке» и т. д. Это обязывает как можно строже подойти к определению понятия «тренировка», с тем чтобы избежать отождествления вовсе не тождественных явлений.
Термин «спортивная тренировка», когда его применяют в широком смысле, в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином «подготовка спортсмена». Вместе с тем их необходимо различать. Подготовка спортсмена — понятие более широкое: оно означает направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям. Основные из этих факторов представлены в спортивной тренировке, причем она включает в себя все те компоненты подготовки спортсмена, которые реализуются на основе упражнений и органически увязываются с процессом систематического упражнения. Но содержание и формы подготовки спортсмена не исчерпываются лишь тренировкой. Иначе говоря, есть и такие компоненты подготовки, которые выходят за рамки самого тренировочного процесса (специальные формы теоретической подготовки спортсмена, гигиенические факторы подготовки в общем режиме жизни и др.). Таким образом, спортивная тренировка — это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов упражнения.
Рассматривая спортивную тренировку по отношению к процессу физического воспитания, нетрудно заключить, что если спортсмен специализируется в виде спорта, представляющем собой активную двигательную деятельность, то спортивная тренировка является одной из специализированных форм (разновидностей) или одним из направлений физического воспитания. То есть в данном отношении спортивную тренировку можно определить как процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности.
С педагогической точки зрения принципиально важно, что спортивные достижения, на которые внешне ориентирована спортивная тренировка, в конечном счете не являются самоцелью; они имеют значение лишь постольку, поскольку на пути к ним и «через них» достигаются такие существенные для общества и личности ценности, как высокоразвитые жизненно важные физические и психиче ские способности, крепкое здоровье, повышенная общая дееспособ ность организма и т. д. Тренировка советских спортсменов входит органической составляющей частью в общую систему воспитания, воплощающую идеалы, всестороннего гармонического развития че ловека. В этом прежде всего и состоит общественно-педагогическая суть спортивной тренировки в советской школе спорта.
При характеристике суммарного эффекта систематической тре нировки и в целом подготовки спортсмена пользуются терминами «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма». Все они означают определенные состояния спортсмена и вместе с этим сложные комплексы изменений биологического и психологического характера, которые вызывает спортивная тренировка наряду с другими компонентами подготовки спортсмена.
Понятие «тренированность» обычно связывают по преимуществу с биологическими (функциональными и морфологическими) приспособительными изменениями, которые происходят в организме спорт смена под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности. Эти изменения протекают в основном по двум взаимосвязанным направлениям: во-первых, увеличиваются функциональные возможности, потенциальная дееспособность различных органов и систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) на базе структурных и биохимических изменений и, во-вторых, совершенствуется координация их деятельности со стороны центральной нервной системы и ее саморегуляция . Чем выше тренированность, тем более продуктивно и совершенно справляется спортсмен с определенной работой. Тренированность, таким образом, это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Различают общую и специальную тренированность. У спортсмена специальная тренированность характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного вида спорта, а общая тренированность— ст епенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности.
«Подготовленность» — понятие более емкое, чем «тренированность». Говоря о подготовленности спортсмена, подразумевают все то, что дает ему подготовка, делая реально доступными очередные спортивные достижения, а именно: определенную степень развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств (ф и з и-ческая подготовленность), уровень спортивно-технического и тактического мастерства (спортивн о-техническая и тактическая подготовленность), твердую целевую установку и адекватно сформированные другие психические предпосылки достижения (психическая подготовленность).
Тренированность и подготовленность спортсмена в процессе систематических занятий направленно изменяются с общей тенденцией к повышению. При этом наблюдается определенная цикличность. В каждом отдельном цикле существует фаза оптимальной (наилучшей для данного цикла) готовности к спортивным достижениям, которую принято называть спортивной формой. В принципе необходимо так строить тренировочный процесс, чтобы создать условия для своевременного приобретения спортивной формы, сохранения ее в рамках известного периода, планируемого с учетом сроков ответственных соревнований, и дальнейшего развития. Спортивная тренировка в этом отношении есть процесс целесообразного управления развитием спортивной формы.