Физическое воспитание
Спортивная тренировка в системе подготовки спортсмена
При общем обзоре всей системы педагогических средств и других факторов, направленно используемых в целях достижения высоких спортивных результатов, их можно с некоторой условностью отнести к трем «подсистемам», которые, в свою очередь, можно рассматривать как относительно целостные системы. Одну из них составляет система спортивных соревнований, вторую — система тренировки и третью — система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Все подсистемы тесно взаимосвязаны и в то же время имеют свои вполне определенные особенности, что видно из следующих кратких характеристик:
а) Система соревнований включает ряд официальных и неофициальных состязаний, организованных как относительно самостоятельные формы спортивной деятельности. Они распределяются в определенном порядке — в зависимости от их масштаба, значимости, этапов подготовки спортсмена и других обстоятельств.
Главенствующее место занимают соревнования на абсолютное первенство (личное или командное) — вплоть до первенства мира и олимпийских игр. Такие основные, или целевые, состязания особенно существенно влияют на организацию подготовки спортсмена. Применительно к ним рассчитываются сроки, необходимые для достижения оптимальной готовности к высокому спортивному результату, планируются отдельные этапы тренировки.
Большинство других состязаний являются, по существу, подготовительными, хотя конкретные задачи, которые в них решаются, могут быть достаточно разнообразными (проверка готовности, приобретение соревновательного опыта, отбор в сборную команду и т. д.).
Практический опыт, равно как и научный анализ, со всей очевидностью убеждает, что соревнования играют незаменимую роль в воспитании «спортивного характера», совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства, развитии специфической выносливости, психической устойчивости и других качеств, определяющих спортивные достижения. Не случайно соревнования на достаточно высоких ступенях спортивного совершенствования занимают 10—15 и более процентов всего времени, уделяемого спортивным занятиям. Исходя из этого, соревнования надо рассматривать как одну из важнейших форм подготовки спортсмена. Это справедливо, однако, при условии органического сочетания соревнований с продуманной системой тренировки.
б) Спортивная тренировка, как уже говорилось, представляет собой в системе подготовки спортсмена основной способ осуществления собственно подготовки, или, иными словами, основную ее форму. Она организуется в рамках системного использования упражнений, обще- и специально-подготовительного характера, которые обеспечивают планомерный рост тренированности. Спортивная тренировка охватывает в той или иной мере все разделы подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы спортивно-технической, тактической и волевой подготовки спортсмена.
в) Факторы, дополняющие тренировку и соревнования и оптимизирующие их эффект, — это общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных нагрузок (массаж, сауна, гидропроцедуры и т. д.), а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.
Не нужно пояснять, что только совокупность всех перечисленных компонентов, соединенных в целостную систему, может обеспечить рост спортивных достижений и общий положительный эффект спортивной деятельности. Это надо постоянно помнить, если избирательно рассматривать спортивную тренировку, несколько искусственно выделив ее из общей системы факторов спортивного совершенствования.
Классификация основных сре дств тр енировки и методы их применения
Основными средствами тренировки в видах спорта, представляющих собой активную двигательную деятельность, являются физические упражнения. Состав их в той или иной мере специализируется применительно к особенностям вида спорта, избранного в качестве предмета углубленных занятий.
Соответственно надо различать три группы упражнений: 1) избранные соревновательные, 2) специально-подготовительные, 3) общеподготовительные (рис. 1).
Соревновательные упражнения — это те самые целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые составляют предмет спортивной специализации и выполняются в полном соответствии с правилами состязаний по данному виду спорта. Понятие «соревновательное упражнение» тождественно в известном смысле понятию «вид спорта».
(табл. 1).
К ним относятся как циклические движения (легкоатлетические виды бега и ходьбы, лыжные, велосипедные гонки, бег на коньках, плавание, гребля на установленные дистанции), так и некоторые ациклические и смешанные (легкоатлетические прыжки, метания и др.). По характеру основных физических качеств, проявляемых при выполнении этих упражнений, их можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественно выносливости. Последние, в свою очередь, подразделяются, в зависимости от специфики выносливости, на упражнения субмаксимальной , большой и умеренной мощности.
Наряду с этим существуют соревновательные упражнения, каждое из которых представляет собой подвижную, варьируемую в зависимости от условий, совокупность различных двигательных действий, объединенных «сюжетом». Это спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В отличие от перечисленных выше, эти виды соревновательных упражнений характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств в условиях постоянной и внезапной смены ситуаций и форм движений.
Подобный же характер имеют соревновательные упражнения типа слалома и скоростного спуска на лыжах; однако они менее разнообразны по составу и в них нет прямого взаимодействия соревнующихся.
Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие собой особые виды спорта, — двоеборья и многоборья. Они могут включать в себя как сравнительно однородные упражнения, так и совершенно разнородные (см. табл. 1).
Специализируются в настоящее время, как правило, в одном виде соревновательных упражнений либо в двоеборье, многоборье. При этом другие упражнения могут использоваться в качестве дополнительных, вспомогательных видов спорта.
Специально - подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей.
К числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится, например, бег на отрезках избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играют элементы и связки соревновательных комбинаций, у игроков — игровые действия и комбинации. Другим примером могут служить имитационные упражнения, т. е. упражнения, приближенно воссоздающие соревновательные действия (упражнения на роликовых лыжах — у лыжников, на батуте и допинге — у прыгунов в воду и гимнастов и т. п.). К числу специально-подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных, видов спорта (бег на дистанции, смежные с соревновательной, и т. д.).
Следует подчеркнуть, что упражнение только в том случае правомерно считать специально-подготовительным, если у него имеется нечто существенно общее с избранным соревновательным упражнением. Так, для бегуна специально-подготовительными могут служить далеко не все «беговые» упражнения, а лишь те из них, которые более или менее адекватно воссоздают специфические черты техники либо другие особенности бега на избранной дистанции.
Состав специально-подготовительных упражнений в решающей мере определяется, следовательно, спецификой избранного вида спорта, и потому круг этих упражнений всегда сравнительно ограничен.
С другой стороны, специально-подготовительные упражнения не тождественны избранному виду спорта (иначе не было бы смысла применять их). Они подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на развитие качеств и навыков, необходимых спортсмену. Например, выполняя специально-подготовительные упражнения типа «тяги» или приседаний со штангой, тяжелоатлет имеет возможность преодолеть большее отягощение, чем в движениях классического двоеборья, и тем самым более эффективно воздействовать на развитие силовых способностей. Точно так же бегун при соответствующем подборе специально-подготовительных «беговых» упражнений проявляет большую скорость либо выносливость, чем в процессе пробегания избранной дистанции.
В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительных упражнений их подразделяют на подводящие, способствующие в основном освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные главным образом на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое подразделение, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий едины . Однако оно не лишено смысла, хотя бы потому, что подводящие упражнения ближе по форме к избранному виду спорта, чем развивающие, и сопряжены, как правило, с менее значительными тренировочными нагрузками. Важно также, что упражнения этих двух групп занимают различные места на разных этапах тренировочного процесса.
Общеподготовительные упражнения — это упражнения, служащие преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по своему воздействию к специально-подготовительным , так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). Круг этих средств теоретически безграничен. Практически, однако, он ограничивается временем, местом занятий и другими обстоятельствами.
При выборе общеподготовительных упражнений одинаково важны следующие требования. Во-первых, эти упражнения должны позволить эффективно решать задачи всестороннего физического воспитания. Необходимы, в частности, упражнения, избирательно воздействующие на развитие всех основных физических качеств и расширяющие фонд двигательных навыков и умений спортсмена. Соответствующие упражнения подбираются из спортивно-вспомогательной гимнастики, подвижных игр и различных так называемых дополнительных видов спорта.
— при воспитании силы (в плане общей силовой подготовки) — упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отягощениями и сопротивлением;
— при воспитании быстроты движений и быстроты двигательной реакции —> спринтерские упражнения и тренировочные разновидности спортивных игр;
— при воспитании ловкости — элементы гпортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.
Определяя содержание общей подготовки в советской школе спорта, исходят прежде всего из главной цели спортивной деятельности — подготовки к жизненной практике. Поэтому, при прочих равных условиях, предпочтение отдают тем упражнениям, которые имеют непосредственно прикладное значени е( в частности, упражнениям, предусмотренным в комплексе ГТО).
Во-вторых, комплекс общеподготовительных упражнений должен вместе с тем отражать особенности спортивной специализации. Известно, что между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков. Уже по одной этой причине средства общей подготовки не могут быть одинаковыми для различных видов спорта. Наряду с некоторым сходством состав этих сре дств в к аждом конкретном случае имеет свою специфику. Это касается и подбора средств, и места, какое они занимают в структуре тренировочного процесса.
Следует учесть, что границы между представленными группами тренировочных сре дств в к акой-то мере условны. Есть упражнения, которые занимают как бы промежуточное положение, объединяя в себе признаки смежных групп. Это в первую очередь упражнения, «сконструированные» на основе сходных форм двигательной деятельности, но имеющие существенные отличия от соревновательных упражнений по способу или режиму выполнения (например, плавание несоревновательным способом и в несоревновательном режиме; бег на дистанции, существенно отличающиеся от соревновательной; прыжки в высоту или длину различными способами). Такого рода упражнения находятся как бы на границе между специально-подготовительными и общеподготовительными . Они позволяют обеспечить тесную взаимосвязь общей и специальной подготовки спортсмена и потому занимают значительное место в практике спорта, особенно в тренировке спортсменов высокой квалификации.
Методы использования перечисленных сре дств сп ортивной тренировки в общем виде были рассмотрены в связи с характеристикой общих основ методики физического воспитания (т. I, гл. V). Здесь необходимо отметить лишь особенности состава этих методов в спортивной тренировке.
Основной методический арсенал спортивной тренировки составляют методы строго регламентированного упражнения, направленные на углубленное совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта. Состав этих методов, если иметь в виду спорт в целом, весьма разнообразен и модифицирован применительно к особенностям спортивной специализации. В одних случаях (например, при специализации в видах спорта циклического характера, требующих предельного проявления выносливости) особенно широко применяются методы, отличающиеся стандартизацией, длительностью и непрерывностью нагрузки в процессе занятий (методы длительного стандартно-повторного упражнения в беге и т. д.), а также методы повторно-переменного упражнения; в других, напротив, методы переменного, в том числе разнонаправленно варьируемого упражнения (например, в спортивных играх). Большинство методов спортивной тренировки отличаются повышенными запросами к функциональным возможностям организма, что выражается, в частности, в жестких интервалах отдыха (методы повторно-интервального упражнения), в возрастании нагрузки до максимума (методы прогрессирующего упражнения).
Из сказанного в предыдущем разделе (1. 1. 2) ясно, что в спортивной тренировке шире, чем в какой-либо иной форме физического воспитания, используется соревновательный метод. В определенные периоды тренировки он приобретает значение основной формы организации занятий. Как уже отмечалось, соревнования при условии достаточной подготовленности спортсмена играют незаменимую роль в развитии специальной тренированности, совершенствовании спортивно-технического и тактического мастерства, приобретении опыта спортивной борьбы и воспитании специфических волевых качеств, необходимых для успеха. Этим и определяется тот факт, что соревновательный метод органически входит в процесс спортивной тренировки.
Многие из рассмотренных ранее методов физического воспитания возникли и усовершенствовались в области спорта, получив глубокую научно-методическую разработку. Арсенал конкретных методов спортивной тренировки становится все богаче и разнообразней. Прогрессивной чертой при этом является стремление комплексно использовать действенные в том или ином отношении методы, не выделяя какой-либо один из них в качестве единственно оптимального. Жизнь постоянно убеждает в том, что попытки абсолютизировать один метод неизбежно приводят к разочарованиям, как бы ни был он сам по себе хорош. В таком сложном и многогранном процессе, каким является спортивная тренировка, нет и в принципе не может быть одного наилучшего метода. Лишь оптимальное сочетание различных научно и практически оправданных методов, используемых с учетом особенностей видов спорта, этапов тренировки и других обстоятельств, может обеспечить максимальные результаты спортивного совершенствования.
В комплексе с названными средствами и методами спортивной тренировки широко применяются и общие факторы педагогического воздействия (слово в его различных методически разработанных формах, средства и методы обеспечения наглядности), а также дополнительные факторы повышения спортивной работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (факторы естественной среды, гигиенические процедуры и т. д.). Они используются как в самом тренировочном процессе, так и во внетрениро-вочных формах подготовки спортсмена.