Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Физическое воспитание

Спортивная тренировка в системе подготовки спортсмена

 Спортивная тренировка в системе подготовки спортсмена При общем обзоре всей системы педагогических средств и других факторов, направленно используемых в целях достижения высоких спортивных результатов, их можно с некоторой условностью отнести к трем «подсистемам», которые, в свою очередь, можно рассматривать как относительно целостные системы. Одну из них составляет система спортивных соревнований, вторую — система тренировки и третью — система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Все подсистемы тесно взаимосвязаны и в то же время имеют свои вполне определенные особенности, что видно из следующих кратких характеристик:

а) Система соревнований включает ряд официальных и неофициальных состязаний, организованных как относительно самостоятельные формы спортивной деятельности. Они распределяются в определенном порядке — в зависимости от их масштаба, значимости, этапов подготовки спортсмена и других обстоятельств.

Главенствующее место занимают соревнования на абсолютное первенство (личное или командное) — вплоть до первенства мира и олимпийских игр. Такие основные, или целевые, состязания особенно существенно влияют на организацию подготовки спортсмена. Применительно к ним рассчитываются сроки, необходимые для достижения оптимальной готовности к высокому спортивному результату, планируются отдельные этапы тренировки.

Большинство других состязаний являются, по существу, подготовительными, хотя конкретные задачи, которые в них решаются, могут быть достаточно разнообразными (проверка готовности, приобретение соревновательного опыта, отбор в сборную команду и т. д.).

Практический опыт, равно как и научный анализ, со всей очевидностью убеждает, что соревнования играют незаменимую роль в воспитании «спортивного характера», совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства, развитии специфической выносливости, психической устойчивости и других качеств, определяющих спортивные достижения. Не случайно соревнования на достаточно высоких ступенях спортивного совершенствования занимают 10—15 и более процентов всего времени, уделяемого спортивным занятиям. Исходя из этого, соревнования надо рассматривать как одну из важнейших форм подготовки спортсмена. Это справедливо, однако, при условии органического сочетания соревнований с продуманной системой тренировки.

б) Спортивная тренировка, как уже говорилось, представляет собой в системе подготовки спортсмена основной способ осуществления собственно подготовки, или, иными словами, основную ее форму. Она организуется в рамках системного использования упражнений, обще- и специально-подготовительного характера, которые обеспечивают планомерный рост тренированности. Спортивная тренировка охватывает в той или иной мере все разделы подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы спортивно-технической, тактической и волевой подготовки спортсмена.

в) Факторы, дополняющие тренировку и соревнования и оптимизирующие их эффект, — это общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных нагрузок (массаж, сауна, гидропроцедуры и т. д.), а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.

Не нужно пояснять, что только совокупность всех перечисленных компонентов, соединенных в целостную систему, может обеспечить рост спортивных достижений и общий положительный эффект спортивной деятельности. Это надо постоянно помнить, если избирательно рассматривать спортивную тренировку, несколько искусственно выделив ее из общей системы факторов спортивного совершенствования.

Классификация основных сре дств тр енировки и методы их применения

Основными средствами тренировки в видах спорта, представляющих собой активную двигательную деятельность, являются физические упражнения. Состав их в той или иной мере специализируется применительно к особенностям вида спорта, избранного в качестве предмета углубленных занятий.

Соответственно надо различать три группы упражнений: 1) избранные соревновательные, 2) специально-подготовительные, 3) общеподготовительные (рис. 1).

Соревновательные упражнения — это те самые целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые составляют предмет спортивной специализации и выполняются в полном соответствии с правилами состязаний по данному виду спорта. Понятие «соревновательное упражнение» тождественно в известном смысле понятию «вид спорта».

(табл. 1).

К ним относятся как циклические движения (легкоатлетические виды бега и ходьбы, лыжные, велосипедные гонки, бег на коньках, плавание, гребля на установленные дистанции), так и некоторые ациклические и смешанные (легкоатлетические прыжки, метания и др.). По характеру основных физических качеств, проявляемых при выполнении этих упражнений, их можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественно выносливости. Последние, в свою очередь, подразделяются, в зависимости от специфики выносливости, на упражнения субмаксимальной , большой и умеренной мощности.

Наряду с этим существуют соревновательные упражнения, каждое из которых представляет собой подвижную, варьируемую в зависимости от условий, совокупность различных двигательных действий, объединенных «сюжетом». Это спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В отличие от перечисленных выше, эти виды соревновательных упражнений характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств в условиях постоянной и внезапной смены ситуаций и форм движений.

Подобный же характер имеют соревновательные упражнения типа слалома и скоростного спуска на лыжах; однако они менее разнообразны по составу и в них нет прямого взаимодействия соревнующихся.

Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие собой особые виды спорта, — двоеборья и многоборья. Они могут включать в себя как сравнительно однородные упражнения, так и совершенно разнородные (см. табл. 1).

Специализируются в настоящее время, как правило, в одном виде соревновательных упражнений либо в двоеборье, многоборье. При этом другие упражнения могут использоваться в качестве дополнительных, вспомогательных видов спорта.

Специально - подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей.

К числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится, например, бег на отрезках избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играют элементы и связки соревновательных комбинаций, у игроков — игровые действия и комбинации. Другим примером могут служить имитационные упражнения, т. е. упражнения, приближенно воссоздающие соревновательные действия (упражнения на роликовых лыжах — у лыжников, на батуте и допинге — у прыгунов в воду и гимнастов и т. п.). К числу специально-подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных, видов спорта (бег на дистанции, смежные с соревновательной, и т. д.).

Следует подчеркнуть, что упражнение только в том случае правомерно считать специально-подготовительным, если у него имеется нечто существенно общее с избранным соревновательным упражнением. Так, для бегуна специально-подготовительными могут служить далеко не все «беговые» упражнения, а лишь те из них, которые более или менее адекватно воссоздают специфические черты техники либо другие особенности бега на избранной дистанции.

Состав специально-подготовительных упражнений в решающей мере определяется, следовательно, спецификой избранного вида спорта, и потому круг этих упражнений всегда сравнительно ограничен.

С другой стороны, специально-подготовительные упражнения не тождественны избранному виду спорта (иначе не было бы смысла применять их). Они подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на развитие качеств и навыков, необходимых спортсмену. Например, выполняя специально-подготовительные упражнения типа «тяги» или приседаний со штангой, тяжелоатлет имеет возможность преодолеть большее отягощение, чем в движениях классического двоеборья, и тем самым более эффективно воздействовать на развитие силовых способностей. Точно так же бегун при соответствующем подборе специально-подготовительных «беговых» упражнений проявляет большую скорость либо выносливость, чем в процессе пробегания избранной дистанции.

В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительных упражнений их подразделяют на подводящие, способствующие в основном освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные главным образом на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое подразделение, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий едины . Однако оно не лишено смысла, хотя бы потому, что подводящие упражнения ближе по форме к избранному виду спорта, чем развивающие, и сопряжены, как правило, с менее значительными тренировочными нагрузками. Важно также, что упражнения этих двух групп занимают различные места на разных этапах тренировочного процесса.

Общеподготовительные упражнения — это упражнения, служащие преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по своему воздействию к специально-подготовительным , так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). Круг этих средств теоретически безграничен. Практически, однако, он ограничивается временем, местом занятий и другими обстоятельствами.

При выборе общеподготовительных упражнений одинаково важны следующие требования. Во-первых, эти упражнения должны позволить эффективно решать задачи всестороннего физического воспитания. Необходимы, в частности, упражнения, избирательно воздействующие на развитие всех основных физических качеств и расширяющие фонд двигательных навыков и умений спортсмена. Соответствующие упражнения подбираются из спортивно-вспомогательной гимнастики, подвижных игр и различных так называемых дополнительных видов спорта.

— при воспитании силы (в плане общей силовой подготовки) — упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отягощениями и сопротивлением;

— при воспитании быстроты движений и быстроты двигательной реакции —> спринтерские упражнения и тренировочные разновидности спортивных игр;

— при воспитании ловкости — элементы гпортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.

Определяя содержание общей подготовки в советской школе спорта, исходят прежде всего из главной цели спортивной деятельности — подготовки к жизненной практике. Поэтому, при прочих равных условиях, предпочтение отдают тем упражнениям, которые имеют непосредственно прикладное значени е( в частности, упражнениям, предусмотренным в комплексе ГТО).

Во-вторых, комплекс общеподготовительных упражнений должен вместе с тем отражать особенности спортивной специализации. Известно, что между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков. Уже по одной этой причине средства общей подготовки не могут быть одинаковыми для различных видов спорта. Наряду с некоторым сходством состав этих сре дств в к аждом конкретном случае имеет свою специфику. Это касается и подбора средств, и места, какое они занимают в структуре тренировочного процесса.

Следует учесть, что границы между представленными группами тренировочных сре дств в к акой-то мере условны. Есть упражнения, которые занимают как бы промежуточное положение, объединяя в себе признаки смежных групп. Это в первую очередь упражнения, «сконструированные» на основе сходных форм двигательной деятельности, но имеющие существенные отличия от соревновательных упражнений по способу или режиму выполнения (например, плавание несоревновательным способом и в несоревновательном режиме; бег на дистанции, существенно отличающиеся от соревновательной; прыжки в высоту или длину различными способами). Такого рода упражнения находятся как бы на границе между специально-подготовительными и общеподготовительными . Они позволяют обеспечить тесную взаимосвязь общей и специальной подготовки спортсмена и потому занимают значительное место в практике спорта, особенно в тренировке спортсменов высокой квалификации.

Методы использования перечисленных сре дств сп ортивной тренировки в общем виде были рассмотрены в связи с характеристикой общих основ методики физического воспитания (т. I, гл. V). Здесь необходимо отметить лишь особенности состава этих методов в спортивной тренировке.

Основной методический арсенал спортивной тренировки составляют методы строго регламентированного упражнения, направленные на углубленное совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта. Состав этих методов, если иметь в виду спорт в целом, весьма разнообразен и модифицирован применительно к особенностям спортивной специализации. В одних случаях (например, при специализации в видах спорта циклического характера, требующих предельного проявления выносливости) особенно широко применяются методы, отличающиеся стандартизацией, длительностью и непрерывностью нагрузки в процессе занятий (методы длительного стандартно-повторного упражнения в беге и т. д.), а также методы повторно-переменного упражнения; в других, напротив, методы переменного, в том числе разнонаправленно варьируемого упражнения (например, в спортивных играх). Большинство методов спортивной тренировки отличаются повышенными запросами к функциональным возможностям организма, что выражается, в частности, в жестких интервалах отдыха (методы повторно-интервального упражнения), в возрастании нагрузки до максимума (методы прогрессирующего упражнения).

Из сказанного в предыдущем разделе (1. 1. 2) ясно, что в спортивной тренировке шире, чем в какой-либо иной форме физического воспитания, используется соревновательный метод. В определенные периоды тренировки он приобретает значение основной формы организации занятий. Как уже отмечалось, соревнования при условии достаточной подготовленности спортсмена играют незаменимую роль в развитии специальной тренированности, совершенствовании спортивно-технического и тактического мастерства, приобретении опыта спортивной борьбы и воспитании специфических волевых качеств, необходимых для успеха. Этим и определяется тот факт, что соревновательный метод органически входит в процесс спортивной тренировки.

Многие из рассмотренных ранее методов физического воспитания возникли и усовершенствовались в области спорта, получив глубокую научно-методическую разработку. Арсенал конкретных методов спортивной тренировки становится все богаче и разнообразней. Прогрессивной чертой при этом является стремление комплексно использовать действенные в том или ином отношении методы, не выделяя какой-либо один из них в качестве единственно оптимального. Жизнь постоянно убеждает в том, что попытки абсолютизировать один метод неизбежно приводят к разочарованиям, как бы ни был он сам по себе хорош. В таком сложном и многогранном процессе, каким является спортивная тренировка, нет и в принципе не может быть одного наилучшего метода. Лишь оптимальное сочетание различных научно и практически оправданных методов, используемых с учетом особенностей видов спорта, этапов тренировки и других обстоятельств, может обеспечить максимальные результаты спортивного совершенствования.

В комплексе с названными средствами и методами спортивной тренировки широко применяются и общие факторы педагогического воздействия (слово в его различных методически разработанных формах, средства и методы обеспечения наглядности), а также дополнительные факторы повышения спортивной работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (факторы естественной среды, гигиенические процедуры и т. д.). Они используются как в самом тренировочном процессе, так и во внетрениро-вочных формах подготовки спортсмена.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей