Физическое воспитание
Средства и основы методики
Средства
В общем комплексе сре дств пр икладной физической подготовки используются как общеподготовительные , так и специально-подготовительные упражнения. Состав этих средств специализируется в зависимости от особенностей профессии.
Состав общеподготовительных упражнений может быть довольно широк. Основной критерий их выбора — возможность эффективно содействовать повышению уровня общей работоспособности организма, увеличению его «рабочих потенциалов», и устойчивости по отношению к факторам, нарушающим здоровье, и тем самым создавать широкие предпосылки успешной профессиональной деятельности. Для этого могут быть использованы многие из уже рассмотренных средств физического воспитания (т. I, гл. IV, VIII—X), особенно упражнения, направленные на развитие общей и других видов выносливости, координационных способностей и всестороннее укрепление опорно-двигательного аппарата.
Специально-подготовительные упражнения в профессионально-прикладной физической подготовке, как и в других специализированных видах физического воспитания, включают элементы двигательного состава избранной деятельности (когда это возможно и целесообразно; например, прикладные упражнения пожарника, оперативных работников милиции, военно-прикладные многоборья) либо моделируются по аналогии с избранной деятельностью так, чтобы воспроизвести характерные для нее требования к физическим и психическим способностям человека (например, специально-подготовительные упражнения на тренажерах для легчика ). В тех случаях, когда создать таким путем достаточно эффективные средства не представляется возможным, подбираются упражнения по принципу значительного переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на профессиональную деятельность (см. 2.2.1).
В целом комплекс сре дств пр офессионально-прикладной физической подготовки должен быть достаточным для реализации всей совокупности ее задач.
Для воспитания профессионально важных физических способностей широко применяют — в зависимости от особенностей профессии — упражнения, направленно воздействующие на отдельные физические качества, из распространенных видов спорта, основной и вспомогательной гимнастики и специальные средства. К последним относятся, в частности, профессионально-прикладные виды спорта (пожарно-прикладное спортивное многоборье, самбо — для оперативных работников и др.), а также упражнения на специальных тренажерах и других снарядах. Например, для направленного воздействия на вестибулярные функции и воспитания способности поддерживать равновесие в усложненных условиях применяют упражнения на повышенной опоре, малоустойчивой платформе, батуте, допинге и пр.; для воспитания выносливости и совершенствования прикладных навыков тренируются в преодолении специализированных полос препятствий.
Применяя подготовительные упражнения в указанных целях, стремятся обеспечить перенос тренированности прежде всего в отношении тех функциональных возможностей, недостаточная степень развития которых лимитирует овладение избранной профессией. Например, для легководолазов первостепенное значение имеет устойчивость к гипоксии. Учитывая это, в их подготовке используют упражнения циклического характера— «н а выносливость», поскольку известно, что они эффективно повышают аэробные и анаэробные возможности организма.
Для формирования и совершенствования двигательных навыков при подготовке к ряду профессий довольно широко применяются так называемые естественные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, плавание, гребля, передвижение на лыжах и т. д.). Это обусловлено тем, что в некоторых видах трудовой деятельности (работа геолога, монтажника, моряка и др.) совершенные навыки в естественных движениях имеют непосредственно прикладное значение. Углубленное овладение ими является непременным условием эффективной трудовой деятельности и действенной мерой, обеспечивающей безопасность грудь.
При воспитании волевых, сенсомоторных и связанных с ними качеств (быстроты восприятия и реакции на чувственную информацию, точность оценки пространственных и временных параметров, эмоциональной устойчивости и т. д.), необходимых в избранной профессии, могут быть полезны многие из спортивных и профессионально-прикладных упражнений. Особую ценность, как и в других разделах профессиональной подготовки, представляют средства , позволяющие предъявлять повышенные требования к профессионально важным качествам. В одних случаях это спортивные игры типа настольного тенниса, волейбола, баскетбола (когда необходимо усовершенствовать способность ориентироваться во внезапно меняющихся ситуациях и целесообразно реагировать на них), в других — гимнастические и акробатические упражнения на уменьшенной или повышенной опоре и иные упражнения, связанные с риском (для монтажников-высотников) и т. д.
Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (перегреванию, охлаждению, вибрации, действию токсических веществ, укачиванию, недостатку кислорода и др.) достигается с помощью упражнений, которые не только совершенствуют отдельные двигательные способности, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект.
Исследованиями физиологов выявлено, что систематически применяемые физические упражнения помимо специфического влияния на организм оказывают и неспецифическое влияние (Г. Селье , Н. В. Зимкин , А. В. Коробков и др.). Так, высокоинтенсивные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, улучшая определенные двигательные качества, одновременно повышают устойчивость организма к недостатку кислорода. Последнее объясняется тем, что при выполнении этих упражнений образуется кислородный долг, т. е. создаются условия, аналогичные искусственной гипоксемии. Тренировки значительно увеличивает гипоксемическую устойчивость организма. Подобный эффект дает и пребывание в горах.
Вот некоторые группы средств, применяемых, для повышения устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешних условий:
к кислородному голоданию — серийные скоростные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, ныряние, специальные упражнения с задержкой дыхания, альпинизм, горный туризм, тренировка в высокогорных условиях, тренировка в барокамере;
к перегреванию — упражнения, сопровождающиеся значительным теплообразованием (продолжительный бег в плотной одежде или в жаркую погоду, интенсивные спортивные игры, марш-броски и т. п.);
к укачиванию — упражнения, характеризующиеся быстрой сменой положений головы и всего тела в пространстве: повороты, наклоны и вращения головой, выполняемые в высоком темпе (не менее 2 движений в 1 сек.), на месте, в сочетании с ходьбой, бегом, наклонами и вращениями туловища, с закрытыми и открытыми глазами; упражнения на гимнастических кольцах, перекладине, брусьях и специальных тренировочных снарядах (подкидной сетке, вращающихся качелях—лопинге , гимнастическом колесе), акробатические кувырки, повороты, сальто, прыжки в воду, слалом;
к перегрузкам — упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног, стойки на голове и кистях (до 20 сек. и более), быстрые вращения на гимнастическом колесе, лопинге , центрифуге.
В некоторых видах профессионально-прикладной физической подготовки помимо основных средств — физических упражнений — необходимо широко использовать природные факторы (воздействия воды, воздуха, солнечных лучей) для повышения устойчивости организма к охлаждению и перегреванию. Это особенно важно при организации занятий с людьми, которые выполняют работу на открытом воздухе или в горячих цехах, т. е. в условиях воздействия низких или высоких температур.
Занятия по физической подготовке, проводимые в условиях высокой (+25° и выше) и низкой (—15—20°) внешней температуры, при правильной организации являются эффективным средством повышения устойчивости организма к перегреванию и охлаждению. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями дает наибольший закаливающий эффект. При закаливании организма против действия низких температур холодовые раздражители можно рассматривать как сигнал, а мышечную деятельность — как подкрепление, ведущее к усиленному теплообразованию. Чем ниже температура раздражителя, тем интенсивнее должны выполняться движения (М. И. Богачев). При высокой внешней температуре степень нарушения терморегуляции во время физической работы зависит от адаптации человека к данным условиям и степени его тренированности к мышечной деятельности. Причем выполнение упражнений в условиях высокой температуры окружающей среды усиливает эффект закаливания (Н. А. Матюшкина).
Кроме указанных сре дств пр ограммой профессионально-прикладной подготовки по любому ее виду предусматривается учебный теоретический материал по следующим основным вопросам:
сущность профессионально-прикладной физической подготовки и ее задачи;
особенности профессии и требования, предъявляем ые ею к психическим и физическим качествам и к двигательным навыкам человека;
характеристика специальных прикладных упражнений и видов спорта, используемых в процессе данного вида подготовки;
основы организации и методики профессионально-прикладной физической подготовки;
учебные нормативы.