Физическое воспитание
Структура и типы микроциклов тренировки
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые (вместе с восстановительными днями) составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Часто (но далеко не всегда) длительность микроцикла составляет неделю (недельные циклы).
Среди многих факторов и условий, влияющих на структуру микроциклов, необходимо указать следующие, наиболее значимые:
1. Те же самые факторы, которые вызывают малые «волны» в динамике нагрузок, т. е. взаимодействие процессов утомления и восстановления и связанный с этим порядок чередования нагрузок и отдыха, более высоких и менее высоких нагрузок. Принимая за норму ежедневные тренировочные занятия, надо вместе с тем иметь в виду, что не все они равноценны по нагрузке. Часть занятий (2— 3 или более, в зависимости от уровня тренированности епортсмена ) выполняет роль «основной нагрузочной фазы» в мйкроцикле , другие же характеризуются относительно сниженной общей нагрузкой. Те и другие распределяются в рамках данного микроцикла таким образом, чтобы создавались условия восстановления и сверхвосстановления работоспособности к моменту решения наиболее ответственных, ключевых задач. Повторяемость такого распределения занятий и составляет одну из структурных основ микроциклов тренировки.
2. Необходимость регулярно чередовать занятия, включающие упражнения с различной преимущественной направленностью (силовые, скоростные, на выносливость, технического и тактического характера и т. д.), с тем чтобы охватить весь круг задач, возникающих на данном этапе тренировки, и создать условия для их полной реализации. Повторяемость серии таких занятий характеризует содержательную сторону микроциклов тренировки. Возможно, к примеру, следующее чередование преимущественной направленности занятий в микроцикле:
техническая подготовка и воспитание скоростных способностей:
дополнительная тренировка восстановительного характера;
техническая подготовка и воспитание скоростно-силовых способностей;
4) воспитание специальной выносливости;
5) воспитание общей (неспецифической) выносливости.
Этот пример типичен для общеподготовительного этапа тренировки в скоростно-силовых видах спорта. Или:
совершенствование техники движений в связи с воспитанием скоростных способностей;
воспитание специальной выносливости с преимущественным воздействием на ее отдельные компоненты;
воспитание специальной выносливости с преимущественным воздействием на ее предпосылочные компоненты;
дополнительная тренировка восстановительного характера;
воспитание специальной выносливости применительно к условиям соревнований;
6) воспитание общей выносливости.
Этот пример типичен для специально-подготовительного этапа тренировки в видах спорта циклического характера, требующих предельного проявления выносливости.
Биоритмические колебания функционального состояния организма с периодом, близким к неделе (6—8— 10—12 дней). Это положение нуждается в дополнительной проверке, но ряд фактов позволяет уже сейчас принимать его в расчет.
Общий режим жизнедеятельности спортсмена (включая режим трудовой или учебной деятельности и т. д.) и обусловленная им динамика недельной работоспособности. Не случайно тренировочные микроциклы чаще всего строятся в рамках недели. Это не всегда в полной мере отвечает требованиям оптимальной структуры тренировочного процесса, но зато облегчает согласование режима тренировки с ритмом трудовой или учебной недели.
Место микроциклов в общей системе построения тренировки.
Иначе говоря, изменение тех или иных черт микроциклов, закономерно зависит от этапов и периодов тренировочного процесса.
Отсюда следует, что нет и в принципе не может быть одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики. Глубокое понимание этого обстоятельства явилось одним из важных завоеваний теоретико-методической мысли в спорте. Практика и теория спорта со всей очевидностью показали определенную вариативность структуры тренировочного процесса, особенно на уровне микроструктуры. Она изменяется, отражая динамику содержания тренировки по мере развития тренированности и под влиянием меняющихся внешних обстоятельств. Внося коррективы в содержание и структуру микроциклов (т. е. изменяя комплексы упражнений, число тренировочных занятий и дней отдыха, порядок их чередования, величину нагрузок, динамику их объема и интенсивности и т. д.), тренер и спортсмен как бы нивелируют помехи разнообразных внешних обстоятельств и тем обеспечивают общую прогрессивную тенденцию тренировочного процесса.
В зависимости от особенностей содержания и места в системе построения тренировки различают ряд типов микроциклов. Так, выделяют, в частности, собственно-тренировочные, «подводящие» (непосредственно предшествующие соревнованиям), соревновательные и восстановительные микроциклы.
Собственно-тренировочные микроциклы, в свою очередь, подразделяют по преимущественной направленности их содержания на общеподготовительные (типичные в наибольшей мере для начала подготовительного периода каждого большого цикла тренировки) и специально-подготовительные (типичные в наибольшей мере для этапов непосредственной подготовки к основным соревнованиям). Те и другие опять-таки имеют разновидности, обусловленные, в частности, величиной предъявляемых тренировочных требований. В этом отношении можно выделить «ординарные» и «ударные» микроциклы. Первые характеризуются относительно равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительным их объемом, но сравнительно умеренной интенсивностью; вторые же — концентрацией высокоинтенсивных нагрузок при значительном их объеме (что типично в основном для специально-подготовительных микроциклов).
«Подводящие» микроциклы строятся в соответствии с условиями непосредственной подготовки к соревнованиям. Они как бы моделируют ряд элементов режима и программы предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними нт.д ). Вместе с тем конкретное содержание и формы построения данных микроциклов могут существенно различаться в зависимости от состояния спортсмена, значимости состязаний и избранного способа подведения к ним (например, при некоторых способах последний предсоревнователъный микроцикл может иметь черты контраста по отношению к соревновательной деятельности).
Соревновательные микроциклы строятся на основе режима выступлений, устанавливаемого официальными правилами и конкретным регламентом данных состязаний. Структура этих микроциклов строится так, чтобы с помощью заблаговременного «разминочного» занятия и других факторов обеспечить оптимальное состояние спортсмена к началу состязаний, содействовать по возможности восстановлению и «сверхвосстановлению » его работоспособности к очередной фазе состязания (если оно включает, как это чаще всего бывает, несколько стартов) и гарантировать полную реализацию возможностей спортсмена в финальных стартах.
Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (особенно «ударными») и характеризуются сниженным уровнем тренировочных требований, увеличенным числом дней активного отдыха, контрастной сменой состава упражнений и внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных процессов. Учитывая, что для данных микроциклов типичен относительно невысокий уровень нагрузок, их называют также «разгрузочными».
Как видно уже из этого неполного перечня, типы микроциклов в спортивной тренировке достаточно разнообразны. Легко представить себе, что еще более разнообразны возможные варианты их сочетания, которые реализуются в мезоциклах тренировки.