Физическое воспитание
Тренировочные циклы типа годичных и полугодичных
Основы периодизации спортивной тренировки
В большом цикле тренировки (типа годичного и полугодичного) различают, как правило, три периода: подготовительный (или, точнее, период фундаментальной подготовки), соревновательный (период основных соревнований) и переходный.
Причины, вызывающие периодическое изменение тренировочного процесса, первоначально усматривали главным образом в календаре спортивных соревнований и сезонно-климатических условиях (смене внешних условий занятий по временам года в так называемых «сезонных» видах спорта). Последующий углубленный анализ, однако, показал, что ни эти, ни подобные им внешние факторы при всем их значении не определяют существа спортивной тренировки и потому одних их совершенно недостаточно для объяснения ее макроструктуры.
К серьезным заслугам советских специалистов в области спорта справедливо относят то, что они первыми сделали решительный шаг к преодолению поверхностных взглядов на причины периодических изменений тренировочного процесса и разработали научную концепцию, связывающую эти изменения прежде всего с объективными закономерностями развития спортивной формы.
Спортивной формой называют состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижениям, которое приобретается при определенных условиях в каждом манроцикле тренировки. Спортивная форма характеризуется комплексом физиологических, врачебно-контрольных, психологических и интегральных признаков. В целом она представляет собой гармоническое единство всех сторон (компонентов) оптимальной готовности спортсмена к достижению: физической, психологической, спортивно-технической и тактической. Как бы, скажем, ни были высоко развиты физические способности спортсмена и как бы ни были совершенны его технические и тактические навыки, он не сможет показать высокий результат в ответственных соревнованиях, если у него нет адекватной психической установки, волевой готовности и эмоциональной устойчивости. Причем спортивную форму характеризует не просто наличие тех или иных компонентов, а именно гармоническое соотношение их, соответствующее определенному уровню спортивных достижений.
Существенно, что понятие «оптимальной готовности» в применении ко всему процессу спортивного совершенствования относительно, оно справедливо лишь для каждого данного цикла развития спортивной формы. По мере продвижения спортсмена по ступеням спортивного мастерства этот «оптимум» меняется: спортивная форма на каждой ступени становится иной как по количественным показателям, так и в качественном отношении.
Исследования показали, что процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер и протекает в порядке последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты спортивной формы.
Первая фаза включает формирование и улучшение предпосылок, на базе которых возникает спортивная форма, а также непосредственное становление самой спортивной формы. Вначале, образно говоря, накапливается тот строительный материал, из которого будет возведено здание спортивной формы, закладывается или укрепляется ее фундамент. Речь идет прежде всего о существенном повышении общего уровня функциональных возможностей организма, всестороннем развитии физических и волевых способностей, формировании и перестройке необходимых двигательных навыков и умений. На этой основе формируется сама спортивная форма. Естественно, что уровень ее зависит прежде всего от качества предварительно созданной основы.
Вторая фаза характеризуется относительной стабилизацией спортивной формы как системы компонентов, обеспечивающих оптимальную готовность к спортивным достижениям. Коренные перестройки этих компонентов в данной фазе неосуществимы, поскольку означали бы утрату спортивной формы. Вместе с тем на фоне ее сохранения происходит дальнейшее совершенствование всего того, от чего непосредственно зависят спортивные достижения. Поэтому результаты растут, но в пределах, допускаемых возможностями сохранения спортивной формы.
Третья фаза отличается изменением направленности адаптационных процессов, переключением организма на реабилитационный (общевосстановительный ) уровень функционирования и угасанием связей, которые стабилизировали ранее приобретенную форму. Это не означает упадка жизненных функций организма. При рациональной организации общего режима и режима тренировки временная утрата спортивной формы проходит на фоне вполне нормальной жизнедеятельности.
Естественно, возникает вопрос: почему бы спортивную форму, которая является для спортсмена оптимальным состоянием, не сохранять постоянно? Потому, во-первых, что спортивная форма, приобретаемая на той или иной ступени спортивного совершенствования, есть состояние, оптимальное для данной (и только для данной!) ступени. То, что оптимально для одной ступени спортивного мастерства, не является таковым для следующей, более высокой, ступени. Поэтому стремление постоянно сохранять однажды приобретенную спортивную форму было бы равносильно желанию стоять на месте. Чтобы двигаться вперед, нужно «сбросить» старую форму и создать предпосылки для приобретения новой. А это требует значительно более существенных перестроек всех компонентов подготовленности спортсмена, чем возможно в рамках стабилизировавшейся формы.
Во-вторых, в силу длительной суммации эффекта тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимых для приобретения и сохранения спортивной формы, раньше или позже (что зависит от абсолютной величины нагрузок и от других обстоятельств) возникает охранительная реакция организма против перенапряжения адаптационных механизмов. Если не считаться с этим, то те же самые нагрузки, которые привели к спортивной форме, могут приобрести значение стрессоров, вызывающих перетренированность .
В-третьих, поддержание сложного динамического равновесия между различными биологическими функциями и процессами, обеспечивающими спортивную форму, уже само по себе является трудной задачей, особенно для нервной системы спортсмена. Эта задача еще более осложняется тем, что ее приходится решать на фоне непрекращающихся изменений внутренней и внешней среды организма и в условиях стрессовых ситуаций, которыми изобилует спортивная деятельность.
Таким образом, сохранение спортивной формы связано со значительными трудностями как внешнего, так и внутреннего порядка. Они могут стать чрезмерными и привести к неблагоприятным последствиям, если пытаться сохранять спортивную форму излишне долго. Но в этом, собственно говоря, и нет никакой необходимости. Напротив, консервация раз приобретенной спортивной формы препятствовала бы развитию новой, т. е. явилась бы тормозом на пути дальнейшего совершенствования. Временная утрата спортивной формы — это, следовательно, закономерная фаза в процессе спортивного совершенствования.
Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий, характер которых закономерно меняется в зависимости от фазы развития спортивной формы. Соответственно в тренировочном процессе чередуются три периода:
I пер иод , в течение которого создаются предпосылки спортивной формы и обеспечивают ее непосредственное становление (подготовительный период);
II период, во время которого обеспечивают сохранение спортивной формы и реализуют ее в спортивных достижениях (соревновательный период);
III период, возникающий в силу необходимости предупредить перерастание суммарного эффекта тренировки в перетренированность , обеспечить восстановление приспособительных возможностей организма и гарантировать вместе с тем преемственность между двумя ступенями спортивного совершенствования (переходный период).
Как нетрудно заключить, эти периоды представляют собой, по существу, не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы. Объективные возможности позволяют направленно влиять на фазы ее развития, целесообразно сокращая или удлиняя их. Разумеется, ни беспредельно удлинять, ни безгранично сокращать эти фазы нельзя, поскольку их сроки во многом определяются также внутренними закономерностями развития организма и зависят от ряда конкретных условий (уровня предварительной подготовленности спортсмена, его индивидуальных особенностей и особенностей видов спорта, календаря соревнований и т. д.). Подготовительный период в принципе не может быть короче, чем это необходимо в данных конкретных условиях для приобретения спортивной формы. Соревновательный период не должен быть длиннее, чем это допускается возможностями поддержания спортивной формы без ущерба для дальнейшего прогресса. Сроки переходного периода зависят в первую очередь от суммарной величины предшествующих нагрузок и сроков, необходимых для полноценной реабилитации (восстановления) организма.
Общую продолжительность макроцикла , а следовательно, и обусловленные ею временные границы одного цикла развития спортивной формы часто приурочивают к окологодичным срокам. Как показывают опыт и исследования, этого времени во многих случаях вполне достаточно, чтобы выйти на уровень новой спортивной формы. Установлено также, что в ряде видов спорта (прежде всего в видах спорта скоростно-силового характера) имеется возможность обновлять спортивную форму как в годичных, так и в полугодичных циклах. Циклы меньше чем полугодичные, по-видимому, слишком коротки; во всяком случае, они, судя по всему, не могут служить постоянной основой оптимального портроения тренировки. Циклы же более протяженные, чем годичные, по некоторым данным, могут оказаться в определенных случаях целесообразными, но это требует дополнительной проверки. В дальнейшем речь пойдет только о годичных и полугодичных (или близких к ним по длительности) циклах.
Что касается длительности отдельных периодов, то имеющиеся исследовательские материалы позволяют ориентировочно указать следующие оправданные границы:
подготовительный период — от 3—4 месяцев (в полугодичных циклах) — до 5—7 месяцев (в годичных циклах);
соревновательный период —о т 1,5—2 до 4—5 месяцев;
переходный период — от 3—4 до 6 недель.
В этих границах могут быть выбраны рациональные сроки периодов при достаточно разнообразных условиях построения тренировки в большинстве видов спорта и для спортсменов различной квалификации. Различия в сроках периодов будут тем значительнее, чем больше разница в уровне предварительной подготовленности спортсменов, а также в степени нагрузок, применяемых в тренировке, и в предмете спортивной специализации.
Определенное влияние на конкретные сроки периодов тренировки оказывает спортивный календарь. Указанные в нем даты официальных соревнований — это сроки, с учетом которых должна планироваться подготовка. Система календарных соревнований влияет, кроме того, на структуру соревновательного периода и отчасти лимитирует длительность других периодов тренировки.
С другой стороны, спортивный календарь планируется в решающей зависимости от объективно необходимой периодизации тренировочного процесса. Только в этом случае он содействует оптимальному построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных достижений.
Соревнования по многим видам спорта в настоящее время распространились на большую часть календарного года. При этом они ранжируются по степени ответственности и распределяются в соответствии с особенностями периодов тренировки. Так, в подготовйтельный период включаются главным образом не очень ответственные соревнования, имеющие ярко выраженную тренировочную и контрольно-тренировочную направленность, т. е., по существу, подготовительные соревнования. В них участвуют, как правило, без специальной предсоревновательной подготовки — на фоне подготовки к основным соревнованиям. Последние распределяются в границах соревновательного периода, в соответствии с объективно возможными сроками пребывания в форме. Переходный период обычно свободен от обязательных соревнований.
Известное влияние на сроки периодов и подбор тренировочных средств в «сезонных» видах спорта оказывают внешние условия, меняющиеся по временам года. Но, как отмечалось, они не являются определяющим фактором построения тренировки. По мере развития материально-технической базы занятий спортом (строительство закрытых стадионов, катков, бассейнов, трасс с искусственным снежным и ледовым покрытием и т. д.), расширения возможностей быстрых перемещений в различные географические зоны и совершенствования средств и методов подготовки (использование специально-подготовительных упражнений в «межсезонье» и пр.) степень ограничивающего влияния сезонных факторов на построение тренировки все больше уменьшается. Тенденция развития современного спорта заключается, следовательно, не в подчинении тренировочного процесса сезонным условиям, а в освобождении от этой зависимости.
Опираясь на все изложенное, рассмотрим основные отличительные черты тренировочного процесса в периодах макроцикла .