Физическое воспитание
Трудовое воспитание детей
Трудовое воспитание детей является одним из важнейших и неотъемлемых факторов процесса воспитания. Именно с самого детства закладываются любовь к труду и уважение к результатам труда ближнего. Пропустив с детства этот важный элемент воспитания, вам будет потом очень трудно объяснить ребенку необходимость работать и требовать от него уважение к результатам своего труда.
В далекие времена натурального хозяйства на Руси даже существовали определенные обычаи обрезания пуповины. Повитуха обрезала пуповину девочкам на гребне, прялке или веретене, мальчикам – на топороще. Оставим в стороне вопросы гигиены и обратим внимание на то, что детям с самого рождения старались привить необходимые качества.
В настоящее время трудовое воспитание детей начинается с младенческого возраста. Когда ребенок играется, он обязательно будет разбрасывать свои игрушки. По мнению современных психологов так ребенок метит свою территорию. Когда ребенок подрастет (примерно до года), можно начинать приучать его собирать свои игрушки. Это должно обязательно делаться в игровой форме. Можно приучать складывать игрушки в корзину. Например, ребенок будет приносить вам игрушку, а вы будете ложить ее в корзину, или наоборот.
С древних времен женщина считалась хозяйкой домашнего очага и ответственной за воспитание детей. Женщина должна уметь готовить, убирать, мыть посуду, ухаживать за отпрысками. Такая постановка вопроса заложила уже на генетическом уровне игры, в которые играют девочки. Большинство из них играют в куклы и любят «готовить» в пластиковой посуде.
Мужчина всегда считался защитником, строителем, пахарем, в общем добытчиком. Именно это и определяет игры маленького мальчика в солдатиков, возня с конструктором, желание покопаться лопаткой в земле или песке.
Задача трудового воспитания совсем маленького ребенка достаточно проста. В этом возрасте родители должны преподносить труд в форме игры. Ребенок будет учиться работать на подсознательном уровне. Элементарным примером может быть уборка в детской комнате. Когда у ребенка появится свой уголок, он будет стремиться проводить в нем очень много времени. Естественно периодически там необходимо будет наводить порядок. Предложите сделать это вашему отпрыску. Попросите его собрать игрушки, расставить куклы, машинки, книжки. При этом дайте ребенку максимально сделать все самому. Ваша функция здесь контролирующая и подсказывающая, пусть малыш проявит свою инициативу, так сказать предъявит свое видение проблемы.
То же самое должно происходить и во время игр ребенка. Если девочка играется с куклой, то мама может подсказать девочке, как правильно ее пеленать. Игра с пластиковой посудой должна быть максимально приближена к настоящей кулинарии, т.е. мама должна подсказывать, какое блюдо из чего состоит. Немного позже можно практиковать совместное приготовление еды. При этом ребенок, если умеет обращаться с ножом, может нарезать ингредиенты и класть их в кастрюльку, а мама может следить за правильностью поведения ребенка у печки.
С мальчиками трудовое воспитание вообще происходит без проблем. Их не надо заставлять работать, они сами на все готовы, только необходимо правильно все организовать. Элементарным примером может служить стройка. Ваш малыш будет всегда рядом, когда вы будете мешать цементный раствор. Попросите его принести песка в маленьком ведре, выделите ему место для самостоятельного замеса. Ничего, если он при этом испачкается. Одежда – это не главное, главное – это приобщение к труду. Он будет гордиться, что он делает, как папа.
На этом этапе очень важно хвалить ребенка. Ребенок должен слышать похвалу и положительную оценку своего труда. Даже если ребенок делает что-то не так, старайтесь за ним не переделывать. В этом случае у ребенка может развиться комплекс «зачем я что-то буду делать, ведь мама все равно потом переделает». В таком случае предложите малышу самому сделать то же самое дело сделать немного по-другому.
Трудовое воспитание детей может быть основано на хитрости. Притворитесь уставшей(-им) и попросите ребенка вам помочь в элементарном деле (например, подмести или вынести мусор). Если ребенок не соглашается, то ни в коем случае не давите на него, постарайтесь уговорить его по-хорошему. Затем обязательно скажите ему спасибо за выполненную работу.
Маленьких детей ни в коем случае нельзя наказывать трудом. Постановка вопроса «ты провинился, значит сегодня моешь посуду» будет в перспективе иметь только отрицательные последствия. Ребенок начнет воспринимать труд, как наказание. С возрастом эта привычка только усилится и не даст ребенку возможность полюбить труд.
Трудовое воспитание детей основано на возможности реально оценить конечный результат труда ребенка. Когда ребенок будет видеть подметенный двор, приготовленную совместно с мамой вкусную еду и т.д., он в конце концов сформирует мнение, что работать хорошо, что при работе можно делать хорошие вещи.