Физическое воспитание
Условия, определяющие интересный урок
Чтобы урок был интересным, учитель должен тонко понимать психические особенности детей разного возраста, мудро учитывать и формировать их запросы, силы и возможности. Как говорил В. В. Гориневский , одно из важнейших условий хорошего урока — «сочетание воли педагога со стремлением учеников к достижению желаемого».
Для детей интересны в первую очередь такие уроки, в содержание которых включаются элементы нового . Делать это помогает, например, варьирование упражнений, изменение и последовательное усложнение правил подвижных игр, использование предметных ориентиров, применение разнообразных форм и методических приемов организации учебных занятий. Школьники, как правило, с удовольствием выполняют упражнения, которые представляют известную трудность, но преодолимую. Многие опытные учителя, чтобы усилить «эмоциональный» фон урока, широко используют элементы состязания: проводят соревнование между отделениями, группами и отдельными учениками на лучшую осанку, на качественное выполнение упражнений, на достижение лучших количественных результатов, на быстроту и организованность во время уборки снарядов. Урок становится более интересным, если он проводится с музыкальным сопровождением, в мажорном тоне, если учитель хорошо показывает упражнения, понятно и образно их объясняет, четко командует, служит для учеников примером хороших манер, выдержанности, опрятности.
В стремлении провести урок интересно нельзя, разумеется, перегружать его «развлекательными» моментами, в частности игровыми, так как это может перевозбудить детей, лишить их способности сосредоточиться на менее интересных, но необходимых упражнениях.
Непременное условие интересного урока—тщательная подготовка к нему преподавателя. Каким бы опытом он ни обладал, каждый урок должен быть предметом методических раздумий. Постоянное углубление профессиональных знаний, изучение особенностей класса, поиск новых методических решений, качественное материально-техническое оснащение занятий -— все это в решающей мере гарантирует высокое качество урока, в том числе и заинтересованное отношение к нему учащихся.
Система урочных занятий по учебному плану
Обязательные уроки физической культуры, планирование и учет
В учебном плане школы на обязательные уроки физической культуры выделяется 70 академических часов (по 45 мин.) ежегодно, по 2 часа в каждую учебную неделю.
В недельном расписании школьных занятий уроки физической культуры целесообразно размещать так, чтобы между ними было примерно равное число дней (например, в понедельник и четверг; в среду и субботу). Нерационально «сдваивать» уроки (исключением могут быть уроки лыжной подготовки в старших классах и некоторые другие случаи). Исследованиями установлено, что наибольшие положительные сдвиги в показателях работоспособности и функциональных реакций организма (уменьшение латентнбго периода двигательной реакции, уменьшение числа случаев срыва и растормаживания дифференцировок и последовательного их торможения и т. д.) наблюдаются, как правило, в тех случаях, когда уроки физический культуры проводятся на третьем часу расписания учебного дня в I—III классах и на третьем-четвертом часу — в IV— VIII классах , т. е. когда общее утомление организма только начинает развиваться. Благодаря переключению с одного вида деятельности на другой создаются благоприятные условия для быстрого восстановления работоспособности. Однако из этого правила могут быть и исключения. Например, как отмечают многие учителя, бывает педагогически целесообразно давать уроки физической культуры первыми в первый день учебной недели (особенно в младших классах), что хорошо, организует школьников, помогает им легче включиться в учебную работу после воскресного перерыва.
Необходимыми условиями эффективного использования времени, отведенного в учебном плане для уроков физической культуры, является планирование их содержания и методики, систематический учет и оценка фактически достигаемых результатов.
Планируя учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры, учитель последовательно составляет три документа: план-график урочных занятий на год, рабочий план на четверть и планы-конспекты уроков. Планированию подлежат: задачи, средства, определяющие черты организации и методики учебно-воспитательной работы.
*В числителе указывается общее число уроков, в которые включается материал данного раздела; в знаменателе — время (в академических часах), выделяемое преимущественно на обучение.
** Материал данного раздела включается в каждый урок в комплексе с материалом других разделов.
*** Жирным шрифтом — число уроков и время (округленно) на материал, доминирующий в уроках данной четверти.
Естественно, чем длиннее отрезок времени, на который составляется план, тем более схематично он будет отражать ход и результаты педагогического процесса; наоборот, чем этот отрезвк короче, тем план может быть более детализированным.
Планирование должно быть возможно конкретным, учитывающим физическую подготовленность учащихся, состояние их здоровья, наличие мест занятий, оборудования, инвентаря, климатомете-орологические и другие условия работы.
План-график урочных занятий по предмету на год (стр. 156) составляется для параллельных классов до начала учебного года на основании программы и сетки учебных часов с учетом сроков и продолжительности каждой четверти. При составлении графика выделяются основные разделы учебно-воспитательной работы, между которыми распределяется отведенное на уроки время. Затем определяется примерная последовательность прохождения программного материала в течение года (по четвертям), разрабатывается система контрольных упражнений и намечаются примерные сроки проверки их выполнения.
Основные разделы содержания занятий должны соответствовать классификации упражнений, принятой в программе. В зависимости от объема, сложности учебного материала, а также ценности его для воспитания тех или иных физических качеств устанавливается число уроков, необходимое для его освоения. Ориентиром в распределении времени между разделами служит сетка учебных часов. Опираясь на методические принципы физического воспитания, выбирают рациональную последовательность прохождения программы в течение года: определяют место учебного материала того или иного раздела в четвертях; намечают контрольные упражнения для каждой четверти; производят дальнейший расчет времени (определяют удельный вес каждого раздела в той или иной четверти). В большинстве уроков планируется комплексное прохождение программного материала, так как это дает возможность дольше использовать средства, направленные на формирование того или иного двигательного навыка, лучше закреплять усвоенное. Кроме того, такое построение учебного процесса позволяет проводить уроки более разнообразно, лучше удовлетворять интересы учащихся. Однако необходимо планировать и специализированные уроки, особенно в старших классах.
Важно обеспечить преемственность материала в отдельных четвертях, с тем чтобы учащиеся постепенно готовились к овладению тем или иным материалом. Не рекомендуется перегружать IV четверть новым материалом. Однако физическая нагрузка в IV четверти не должна снижаться, ее уровень необходимо поддерживать с помощью эмоциональных, в частности игровых, упражнений.
Соответственно требованиям программы учитель конкретизирует систему контрольных упражнений для каждой параллели классов. Контрольные упражнения обязательны для тех движений, обучение которым заканчивается в данном классе. Если же изучение и совершенствование действий проходит в течение нескольких лет (бег, некоторые виды прыжков, метания, попеременный двух-шажный ход на лыжах и др.), контрольнымп упражнениями могут быть не действия в целом, а подводящие упражнения, отражающие ключевые моменты обучения данному двигательному действию. В таких упражнениях, как бег, прыжки, метания, лазание и некоторые другие, необходимо предусматривать проверку «на технику» и «на результат». Количественные результаты показывают уровень физической подготовленности учащихся, т. е. степень владения техникой движений и развития физических качеств. Отсутствие роста результатов (или медленный их рост) свидетельствует о малой эффективности учебно-воспитательной работы и требует пересмотра ее общего построения и методики.
Контрольные упражнения должны быть примерно равномерно распределены по четвертям — по 3—5 упражнений в каждой, соответственно намеченному материалу. В графике ориентировочно намечаются сроки проверки выполнения контрольных упражнений, учебных нормативов и нормативов ГТО.
Рабочий план на четверть должен отразить дальнейшее, более детальное планирование хода и результатов учебно-воспитательного процесса на сравнительно небольшой, но логически законченный период времени. Рабочий план составляется поурочно, как правило, на учебную четверть. Однако он может быть составлен и на более короткий отрезок времени, например вначале на первые 10 уроков II четверти, отводимые в основном на раздел «Гимнастика», а затем — на оставшиеся уроки.
Рабочий план составляется на основании годового графика с учетом реального хода учебно-воспитатель ой работы, изменений условий занятий (например, оборудование прогноза погоды и т. п.) в предыдущие четверти. Как и график, рабочий план составляется для каждой параллели классов. Прежде всего разрабатывают конкретные задачи, которые предстоит решить в данной четверти; формулируют конкретные задачи образовательного характера (обучение движениям, сообщение специальных знаний), задачи по воспитанию физических качеств, а также задачи нравственного воспитания и воспитания волезых качеств. Уточняют намеченные в графике контрольные упражнения. Затем намечают пути решения каждой частной задачи, т. е. разрабатывают системы заданий по отдельным видам упражнений на несколько уроков.
Например, в разделе «Акробатические упражнения в V классе в I четверти может ставиться задача «обучения технике стойки на лопатках перекатом назад из упора присев» и на ее решение выделяться время в 5 уроках. Тогда, соответственно логике обучения данному движению, устанавливается последовательность задач обучения по урокам и намечаются основные средства, включаемые в содержание каждого урока примерно следующим образом: