Физическое воспитание
Увеличение бюджета свободного времени и внедрение физической культуры в быт
Возможности удовлетворения потребностей взрослого населения в области физической культуры возрастают по мере увеличения в суточном режиме человека доли свободного времени *. Бюджет свободного времени, являющегося, по образному выражению К. Маркса, «пространством» развития личности, возрастает в нашем обществе за счет сокращения рабочего времени благодаря повышению производительности труда на базе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, использования достижении научно-технической революции.
Ускоренными темпами у нас в стране воплощается в жизнь программная установка партии — сделать рабочий день самым коротким и вместе с тем самым производительным и высокооплачиваемым в мире. За первые пять послереволюционных десятилетий рабочее время у каждого труженика социалистического производства сократилось в среднем на 700—800 часов в год, а в последующие два десятилетия еще на 300 часов. С переходом на пятидневную рабочую неделю добавилось 30—40 нерабочих дней в году. Наряду с этим благодаря неуклонному улучшению условий быта уменьшается время, затрачиваемое на домашнее самообслуживание и другие бытовые дела. Вместе с расширением бюджета свободного времени возрастает социальная значимость его рационального использования каждым членом общества.
В социалистическом обществе делается все для того, чтобы свободное время было максимально полезным для всестороннего грамонического развития личности освоения культурных ценностей, содержательной общественной деятельности, проявления творческих способностей, духовного и физического совершенствования. Существенная роль в этом отводится физическое культуре и спорту.
Широкое внедрение физической культуры в быт трудящихся — одна из серьезных задач, поставленных ЦК КПСС и Советским правительством на современном этапе развития массового физкультурного движения. К решению этой задачи привлечены наряду с общественными организациями Советы депутатов трудящихся. Местные исполнительные органы вместе с депутатскими комиссиями усиливают свои функции по развертыванию физкультурно-оздоровительной работы в городских, районных и коммунальных регионах (по месту жительства населения). На эти органы возложены обязанности по упорядочиванию эксплуатации имеющихся спортивных сооружений (независимо от ведомственной принадлежности они должны быть центрами массовой физкультурной и оздоровительной работы каждого района, микрорайона), а также по строительству новых сооружений и рациональному использованию финансовых средств, отчисляемых на культурно-массовую и спортивную работу.
Будучи органической частью быта народа, физическая культура становится неотъемлемым компонентом коммунистического образа жизни. При этом она является не только основным специфическим фактором оздоровления быта, но и важным средством воспитания и самовоспитания в самом широком смысле. Не случайно передовой опыт организации досуга населения в масштабе целых городов в большой мере базируется на многообразных формах использования физической культуры и спорта (например, в «городах здоровья» — Салавате, Северо-Донецке и др.) .
Как видно из всего изложенного, качественная постановка физического воспитания взрослого населения относится к числу важных функций социалистического общества. Эта функция продиктована как экономическими потребностями общества, так и потребностями всестороннего гармонического развития личности. Социалистическое общество все в более полной мере гарантирует необходимые условия для такого развития, в частности, посредством направленного использования физической культуры. Наряду с этим в физическом совершенствовании взрослого человека возрастает роль самодеятельных форм занятий. Ряд из них не является формами физического воспитания в собственном смысле этого слова (туризм в выходной день, «поезда здоровья», охота, рыбная ловля и т. п.), но служит существенными дополнительными факторами поддержания высокой работоспособности и оптимизации восстановительных процессов. Удельный вес собственно-физического воспитания и связанных с ним форм самодеятельных занятии (физическая культура в организации здорового досуга, физкультурно-массовые развлечения, лечебная физическая культура и др.) зависит от этапов возрастного развития, условий профессиональной деятельности, индивидуальных склонностей и запросов взрослого населения.